14. Система форм и методов воспитания
Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.
Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.
Классификация методов:
Традиционные:
1- я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.
2- я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).
3- я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.
Не традиционные (по Щукиной):
1. группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).
2. Группа . Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).
3. Группа. Методы поощерения и наказания.
По Бабанскому
1. Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).
2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).
3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).
По Васильевой
1. Метод выдвижения воспит.целей , задач и путей их достижения. Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.
2. Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.
3. Труд как метод восп-я ( формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка ).
4. Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.
5. Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти
В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.
Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.
М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.
М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.
Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.
Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.
Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.
Формы воспитательной работы:
1. Уважение к личности воспитуемого.
2. Признание его индивидуальности.
3. Признание его прав и свобод.
4. Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.
Классная форма воспитательной работы:
1. как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);
2. на направления воспитательной работы
· познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);
· осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);
· деятельность, связанная с профориентацией;
3. при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)
4. при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)
Структура воспитательного мероприятия:
1. В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.
2. Идет обсуждение данного мероприятия.
3. Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.
4. Распределяет каждому задание, поручение.
5. Включение в деятельность.
6. Проведение подготовленного мероприятия.
7. Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.