Система форм и методов воспитания. Традиционные и нетрадиционные методы

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Содержание работы

14. Система форм и методов воспитания

Методы воспитания - это взаимосвязанная деятельность воспитателя и воспитуемого в процессе воспитания.

Методы подразделяются на приёмы. Методы воспитания тесно взаимосвязаны со средствами воспитания.

Классификация методов:

Традиционные:

1-  я группа - меотды убеждения (беседа; школьная лекция; пример (как метод воспитания); диспут). Осн. Назначение - разъяснение норм общепринятых ценностей.

2-  я группа - методы формирующие поведение (игра, как метод воспитания; соц соревнование; общественная деятельность; общественное поручение).

3-  я группа. Методы поощерения и наказания. Их осн функция – стимулирование, поощерение.

Не традиционные (по Щукиной):

1.  группа. Методы формирования положительного опыта поведеня в деятельности (пед требование; общественное мнение; приучение; создание воспитательной ситуации).

2.  Группа . Методы формирования сознания (разъяснение; пример; беседа; диспут).

3.  Группа. Методы поощерения и наказания.

По Бабанскому

1.  Методы формирования сознания личности (беседа; разъяснение; пример; диспут).

2. Методы организации деятельности и формирования опыта положительного поведения (педагогическое требование; общественное мнение; приучение; создание воспитывающей ситуации; уважение).

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (соревнование; поощрение; наказание).

По Васильевой

1.  Метод выдвижения воспит.целей , задач и путей их достижения.  Данный м-д приучает шк-ов ставить цели и выбирать ценностные ориентации.

2.  Информационно-просветительский м-д. Приучает учащихся к выработке умений проводить беседы.

3.  Труд как метод восп-я ( формирование осознанного отношения к труду у каждого шк-ка ).

4.  Общение как метод восп-я. Рассматривает общение как вид деят-ти. Оно способствует осознанию шк-ком норм общественного поведения. Главная функция м-да заключ в воспитании отношения ч-ка к чел-ку.

5.  Методы оценки (отличаются разными формами проявления: педагогическая; самооценка; оценка коллектива) Нрав оценка предупреждает слепое подражание. Через оценку формир идеал, в оценочных суждениях проявл отношение шк-ов к изуч предметам, по оценке судят об успехах или не успехах, о качественной стороне его деят-ти

В любом виде деят-ти проявляется ценностные ориентации шк-ка.

Методы воспитания - это пути целенаправленного, систематического, специально организованного воздействия на личность воспитуемого при условии активности самой личности. М-ды воспитания - это управление развитием личности.

М-ды восп по Макаренко – это инструмент прикосновения к лич-ти шк-ка. Сухомлинский – прикоснов к сердцу ребенка.

М-ды восп – способы взаимод педагогов и уч-ов с пом ктр происходит становление лич-ти шк-ка. Все м-ды должны быть обращены и к уч-лю и к уч-ку.

Формы воспитательной работы - это варианты организации конкретного воспитательного процесса и композиционное построение воспитательного процесса.

Мероприятие - организованное действие коллектива направленное на достижение разных целей.

Каждая из форм воспитательной работы решает свои воспитательные задачи, использует при этом интересы потребности личности и на этой основе формируют те или иные качества личности школьника.

Формы воспитательной работы:

1.  Уважение к личности воспитуемого.

2.  Признание его индивидуальности.

3.  Признание его прав и свобод.

4.  Учитель всегда должен обязательно опираться на потенциал возможности личности.

Классная форма воспитательной работы:

1.  как организованны учащиеся (массовые, индивидуальные, групповые);

2.  на направления воспитательной работы

·  познавательно-развивающая деятельность (викторины, аукционы, деловые игры, смотры знаний);

·  осуществление задач нравственного воспитания и самовоспитания (круглый стол, пресс конференции, диспуты);

·  деятельность, связанная с профориентацией;

3.  при формировании эстетического воспитания (вечера поэзии, музыкальные вечера, утренники, экскурсии в музей, прогулки на природу, танцы)

4.  при формировании физического воспитания (спартакиады, походы, эстафеты, встречи со спортсменами)

Структура воспитательного мероприятия:

1.  В классе создается временная группа, которая разрабатывает план данного мероприятия.

2.  Идет обсуждение данного мероприятия.

3.  Инициативная группа готовит список средств для проведения мероприятия.

4.  Распределяет каждому задание, поручение.

5.  Включение в деятельность.

6.  Проведение подготовленного мероприятия.

7.   Итоговый этап, обсуждение результатов; как избежать допущенных ошибок.

Похожие материалы

Информация о работе