Система методов и методика педагогического исследования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

5. Система методов и методика педагогического исследования

В соответствии с логикой научного поиска осущ-ся разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теорет-ких и эмпирических методов, сочетание кот.дает возм-ть с наибольшей достоверностью иссл-вать такой сложный и многофункц-ный объект, каким явл-ся образ-ный процесс. Применение ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Методы пед.исcл-ния — это способы изучения пед. явлений, получения научной инф-ции о них с целью устан-ния закон-ных связей, отношений и постр-ния научных теорий. Все их многообразие можно разделить на три группы: м.изучения пед.опыта, м.теорет.иссл-ния, матем-кие и статистические м.

М.изучения пед. опыта — это способы иссл-ния реально сложившегося опыта организации образ-ного процесса. Изучается как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их трудности нередко отражают реальные противоречия пед. процесса, назревшие или назревающие проблемы. При изучении пед. опыта применяются такие методы, как наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, изучение письменных, графических и творческих работ уч-ся, пед. Док-ции.

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо пед. Явл-я, в процессе кот.иссл-ль получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Н-ние проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Этапы н-ния: опр-е задач и цели (для чего, с какой целью ведется н-ние); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения, наименее влияющего на иссл-мый объект и наиболее обесп-щего сбор необходимой инф-ции (как наблюдать); выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи); обработка и интерпретация полученной инф-ции (каков результат).Различают н-ние включенное(когда иссл-ль становится членом той группы, в кот.ведется н-ние), и невключенное н-ние ( «со стороны»); открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.Н-ние — очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особ-ти (установки, интересы, псих-кие состояния) иссл-ля.М.опроса:беседа, интервью, анкетирование. Беседа — самост-ный или доп-ный м. и, применяемый с целью получения необх-мой инф-ции или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Б.проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Б.ведется в свободной форме без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы явл-ся интервью, привнесенное в пед-ку из социологии. При интер-нии иссл-тель придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в опр-ной послед-ти. Во время интервью ответы записываются открыто. Анкетирование — м.массового сбора материала с помощью анкеты. Te, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом «лицом к лицу», анк-ние — заочным опросом.Результативность беседы, интервью и анкетирования во многом зависит от сод-ния и стр-ры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкеты — это перечень вопросов (вопросник). Этапы сост-ния вопросника: опр-ние хар-ра инф-ции, кот. необходимо получить; сост-ние приблизительного ряда вопросов, кот.д/б заданы; сост-ние первоначалвного плана; предварительная проверка путем пробного иссл-ния; исправление и окончательное редактирование.

Ценный материал может дать изучение работ уч-ся: письменных (творческих и контрольных), графических (рисунков, чертежей), тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Это поможет получить необходимые сведения об индивидуальности уч-ся, его отношении к работе, о достигнутом им уровне умений и навыков в той или иной области.Изучение шк.док-ции (личных дел учащихся, мед.карт, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) вооружит иссл-ля нек-ми объективными данными, характер-ми реально сложившуюся практику организации образ-го процесса.Особую роль в пед-ких иссл-ниях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед.эффек-ти. Пед.эксперимент — иссл-кая деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед.явл-ях, кот.предп-ет опытное моделирование пед.явл-я и условий его протекания; активное воздействие иссл-ля на пед.яв-ие; измерение рез-тов пед.воздействия и взаимодействия, неоднократную воспроизводимость пед.явл-ий и процессов.Выделяют сл-щие этапы эк-та:

1)теоретический (пост-ка проблемы, опр-е цели, объекта и предмета иссл-ния, его задач и гипотез); 2)  методический (разработка методики иссл-ния и его плана, программы, методов обработки полученных рез-тов);3)собственно экс-нт (проведение серии опытов — создание эксп-ных ситуаций, наблюдение, управление и измерение реакций испытуемых); 4)аналитический (колич

Похожие материалы

Информация о работе