Удачным в этом отношении учебником является АиАН 1980 г. (Колмогоров А.Н., Абрамов, Вейц, Шварцбурд, Ивлев Б.М., Иванов-Мусатов).
2. Некоторые рекомендации к изучению производной.
Изучая правила дифференцирования, учащиеся знакомятся с двумя правилами и их выводом:
 (1)
        (1)
 (2)
                        (2)
 и
 и  . Правило дифференцирования сложной функции
за исключением случая, когда аргументом сложной функции является линейная
функция, учащиеся не изучают. В выпускных же экзаменационных работах задания с
использованием этих правил встречаются. Поэтому учителю необходимо дать
учащимся эти правила без вывода и отработать их на конкретных примерах.
. Правило дифференцирования сложной функции
за исключением случая, когда аргументом сложной функции является линейная
функция, учащиеся не изучают. В выпускных же экзаменационных работах задания с
использованием этих правил встречаются. Поэтому учителю необходимо дать
учащимся эти правила без вывода и отработать их на конкретных примерах.
Геометрическое истолкование производной функции в точке связано с понятием касательной к графику, прежде всего в этой точке. Чтобы выяснить эту связь, прежде всего необходимо дать определение касательной к графику функции в точке.
Слово «касательная» может ассоциироваться у учеников с
прямой, имеющей одну общую точку с кривой, т.к. они проводили касательную к окружности.
Однако для функции  ученики не назовут  касательной
ось oy (одна общая точка)  и не сомневаются, что ею будет
ось ox. Не колеблясь, ученики строят касательные к синусоиде
в точке с абсциссами
 ученики не назовут  касательной
ось oy (одна общая точка)  и не сомневаются, что ею будет
ось ox. Не колеблясь, ученики строят касательные к синусоиде
в точке с абсциссами  . Не вызывает удивление и случай,
когда кривая в окрестности точки касания располагается по одну сторону от
касательной. И лишь случай, когда кривая в окрестности точки касания лежит по
обе стороны от касательной, вызывает на первых порах недоумение.
. Не вызывает удивление и случай,
когда кривая в окрестности точки касания располагается по одну сторону от
касательной. И лишь случай, когда кривая в окрестности точки касания лежит по
обе стороны от касательной, вызывает на первых порах недоумение.
Поэтому в число примеров, предшествующих формулировке определения касательной, необходимо включить такие, чтобы можно было отсеять несущественные признаки и выявить сущность касательной к графику функции.








 а)
                                                  а)  б)
                          б)
 в)
                                в) 
|  |  | ||









 
                                                  
Существенным признаком касательной является «тесное примыкание» ее к кривой в окрестности точки касания.
Ведь именно, представление о функции как о линейной в достаточно малой окрестности точки – основная идея дифференциального исчисления.
Упражнения по теме производная вызывают затруднения у учащихся, особенно:
- нахождение производной функции по ее определению;
- составление уравнения касательной к кривой в точке x0 (№429);
- найти: под каким углом пересекаются графики функции (№423);
- текстовые задачи на max и min (с геометрическим содержанием) №451-461
К таким упражнениям желательно составить алгоритм решения и с помощью алгоритма отработать навыки их решения.
Примеры алгоритмов к упражнениям этой главы смотри «Повышение эффективности обучения математики в школе». Составитель Г.Д.Глейзер, М: Просвещение, 1989 г.
№459
Из
всех прямоугольных треугольников, у которых сумма одного катета и гипотенузы
равна  , найти треугольник с наибольшей площадью.
, найти треугольник с наибольшей площадью.
| План решения | Применение плана | 
| 1. Строим чертеж. 2. Записываем исходную формулу для вычисления величины, экстремальное значение которой требуется найти. 3. Вводим переменную величину x и выражаем через нее значения всех величин исходной формулы. 4. Подставляя найденные значения величин в формулу, представляем ее как функцию аргумента x. 5. Задаем (по смыслу задачи) область определения функции 6. Функцию аргумента x исследуем на экстремум на найденном числовом промежутке. 7. Записываем ответ. | 
 
 Пусть  
 
 
 
 
 
 
 
 max 
 | 
Один из вариантов вывод 
Лемма: Если функция
f дифференцируема в точке x0, то  .
.
Доказательство:  .
.
Следствие: функция, дифференцируемая в точке x0, непрерывна в этой точке.

Теорема:
если U и V – дифференцируемы в точке x0, то их произведение дифференцируемо в этой же точке и
 .
.

_______________________


Теорема: если U и V
дифференцируемы в точке x0, функция
 , то
, то 

1) 
2) 
3) 
4.082.  Найти наименьшее из
значений параметра a, для которых прямая  касается
параболы
 касается
параболы  .
.
4.088.  Указать большее из
значений параметра b, для которых прямая  касается
параболы
 касается
параболы  .
.
4.090 Найти наименьшее
значение функции  на множестве решений системы неравенств
 на множестве решений системы неравенств

4.091 При каком значении
параметра a прямая  касается графика функции
 касается графика функции

П. Если прямая  является
касательной к параболе
 является
касательной к параболе  в точке с абсциссой О,
то
 в точке с абсциссой О,
то  равно (-1;1;5;-5).
 равно (-1;1;5;-5).

П.В какой точке касательная к графику функции  параллельна прямой
 параллельна прямой 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.