Философия культуры. Онтологический статус культуры. Генезис культуры

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Философия культуры.

Лекция 2.

Онтологический статус  культуры

1. Генезис культуры

2. Модусы существования культуры

3. Уровни бытия культуры     

4. Культура как процесс

1. Генезис культуры

Развитие - атрибут материи. Развитие представляет собой диалектическую противоположность обновления и преемственности. Преемственность обеспечивается  наследственностью. Любая система есть система с наследственностью. В неживой природе роль наследственности берут на себя физические законы, в  живой природе - биологические законы.  Каждое новое поколение  животных воспроизводит  стереотипы поведения всех предшествующих поколений.  У  низших организмов копирование поведения абсолютное, у высших -  ограниченное рамками условных рефлексов. Однако с появлением человеческого общества этих механизмов явно недостаточно.  Общественные отношения не могут быть  переданы последующим поколениям с помощью биологических законов, поэтому  в обществе возникает система социального наследования. Невозможность передачи  общественных отношений с помощью биологических законов определяется тем, что человек  занимает особое место в системе мироздания. Он  не просто  приспосабливается к среде, он преобразует среду в соответствии со своими потребностями.  Человек, иначе говоря, реализует себя в мире,  а животное есть  индивидуальный случай реализации биологических закономерностей в  определенном локусе пространства. Система социального наследования система и есть культура в  широком смысле слова.  Культура - система небиологическая,  говоря более точно, надбиологическая.

2. Модусы существования культуры

Качества самого человека как субъекта деятельности. А именно: телесность (в аспекте физиологии, анатомии и патологии);

сознание (чувства, воля, мышление, эмоции);

социальная  определенность (половозрастная, этническая, классовая,  профессиональная);

образованность;

индивидуальность.

Способы деятельности,  которые транслируются  от поколения к поколению.  (Ритуалы, обряды, технические приемы,  формы  общения и т.п.).

Предметы,  благодаря которым  возможно социальное наследование.

(Здания, сооружения, машины,  произведения искусства и т.д.).  В них опредмечена прошлая человеческая деятельность. Они  являются предпосылкой и условием  реализации деятельности  существующего  и последующих поколений.

3. Уровни бытия  культуры

Субъект деятельности иерархически организован. В нем  можно выделить три уровня: уровень человечества, уровень социальной группы, уровень индивида.

Соответственно выделяются  культура человечества, культура социальной группы, культура личности.

Культура человечества. Ее характеристики могут быть выведены путем обобщения  локальных культур. К примеру,  культуре человечества свойственна креативность. 

Культура социальной группы. Исключительная сложность  организации социального субъекта обусловливает  крайнюю пестроту  культурной жизни.  Культура Запада и Востока, культура  отдельных стран или регионов, культура  крестьянская и дворянская, буржуазная и пролетарская,  мужская и женская и т.п. - вот только некоторые примеры.

Культура личности. (Образование, воспитание, самовоспитание, возраст,  социальное положение,  выбранная жизненная стратегия, индивидуальные предпочтения - таковы некоторые факторы, обусловливающие  культуру личности.

4. Культура как процесс

Человек,  входя в этот мир, погружается в  определенную культурную среду.  Интериоризируя  накопленные знания,  овладевая навыками,   приобщаясь к произведениям искусства, он становится иным. Иначе говоря, человек есть творение культуры. Но этим дело не заканчивается.  Человек является также творцом культуры. Культура  не  стоит на месте, она  просто не может  существовать, не меняясь.  Проблема заключается в следующем: существуют ли специфические законы развития культуры? Если  существуют, то тогда культурные явления нельзя  (во всяком случае нельзя до конца) объяснить социальными факторами. Если не существуют, то тогда можно.  Но это проблема для  последующего анализа.

Похожие материалы

Информация о работе