Человек как и творение культуры. Социально-исторический тип человека как продукт культурного развития

Страницы работы

Содержание работы

Философия культуры

Лекция 5.

Человек как и творение культуры

1. Индивид  как творение культуры

2. Социально-исторический тип человека как продукт культурного развития

3. Человеческий род  как  результат культурной эволюции

Нами рассмотрены темы "Культура и природа",  "Культура и общества". Естественно завершить этот цикл  анализа темой "Культура и человек".  Человек выступает на трех уровнях: индивида,  конкретного социума (класса, социальной группы, нации) и   человечества. Отсюда вытекает необходимость трех уровней анализа  проблемы.

1.Индивид как творение культуры

Жизненная программа  особи  предопределена  биологически. Отклониться от нее невозможно.  Человеческий индивид –  tabula rasa.  Он сам выстраивает свою программу.  Он является  творением культуры в двух смыслах: 1)условия, которые он ассимилирует,  созданы  культурой, 2)самосозидание человека происходит по  законам культуры. Человек каждый миг, сознает он это или нет, действует как культурное существо.  Всегда имеет место  выбор.  Культурное поле расширяется, но  это вовсе не значит, что возрастает степень свободы  выбора. Возрастает  количество вариантов, из которых можно выбрать. Человек, как и прежде, зажат рамками социальности. Шаг влево, шаг вправо, и человек оказывается в  зоне антисоциального или  асоциального бытия.  Для обозначения   существования человека в этой зоне применяется понятие "бескультурье".  Но и  бескультурье возможно только как отрицательная форма существования культуры.

Понятие индивид часто смешивает с понятием индивидуальности. Но это неверно. Первое характеризует только факт отдельного существования человека, его относительной отделенности от других людей. Второе – наличие специфических качеств, уникальность  отдельного человека во всех  отношениях. 

2.Социально-исторический тип человека как  продукт культурного развития

Индивид не существует вне своей социально-исторической определенности.  Нет индивида вообще, а есть индивид доклассового общества, индивид, принадлежащий к определенным классам, группам, нациям.

Деление на классы  обусловлено причинами  экономического порядка.  Но это деление непременно закреплено и  в культуре.  Наиболее очевидный  пример -  культура низов и культура верхов в послепетровской России.  В экономическом плане  различие между низами и верхами не изменилось существенно. В  культурном отношении между ними выросла пропасть.

Современная молодежь  имеет некоторые черты сходства с  предыдущим поколением, но и существенные  черты  отличия. Например,  отношение к чтению как ценности. Сильно изменилась половая мораль.

3.Человеческий род как результат  культурной эволюции

В настоящее время на  планете проживает 6 миллиардов населения. Человечество представляет собой уникальную по сложности систему. Она  сформировалась не как область естественного бытия.  Законы естественной эволюции никогда не могли бы привести к возникновению человечества.  Эта система  возникла  в результате действия   законов культуры.  Она сформирована и в своих отдельных частях, и как  целое  под  влиянием  культуры. Многообразие типов культуры порождает соблазн  цивилизационного подхода. Однако он правомерен лишь до тех пор, пока не отрицается единство человечества.

Человечество никогда не стояло на месте, не стоит оно и сейчас. Оно изменяется по законам культуры, а не натуры.

Похожие материалы

Информация о работе