Человек и общество в эпоху Возрождения. Культурная миссия интеллигенции в эпоху Возрождения

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 4.

Наука в эпоху Возрождения

1. Человек и общество в эпоху Возрождения

2.Культурная миссия в эпоху Возрождения

1. Человек и общество в эпоху Возрождения

Средневековое общество было корпоративистским. В эпоху Возрождения корпорации переживают кризис, общество переживает процесс атомизации. Возникает новый тип личности. Он ищет опору не во внешней среде, а себе самом. Появляются сильные личности. Николай Кузанский заявляет: «Человек есть второй бог».

Возникает новая теория человека. Возникает идеал культурного человека, активного носителя образованности и знаний. Появляется установка на критическое переосмысление и переделку всей действительности. Благодаря развитию мореплавания и географическим открытиям горизонты мира раздвинулись. Формируется общественная потребность в специалистах горного дела, мореплавания, астрономии. В итоге возникают внемонастырские центры учености: вольные академии, любительские кружки, частные обсерватории и т.п.). Зарождается интеллигенция, ее социальный престиж высок.

Мысль приобретает практическую направленность, что способствует прогрессу таких областей, как этика, эстетика, историография, политическая философия, прикладная наука.

2. Культурная миссия интеллигенции в эпоху Возрождения

Интеллигенция Возрождения как целостный коллективный субъект культуры и познания реализовала три новые и взаимосвязанные идеи: 1)идею самодовлеющей, имеющей в  себе самой основания, культуры, 2) идею восстановления греко-римской традиции, встречи разных культур, стремления к точности их знания и понимания, 3) идею активного, действенного внедрения новых концепций и идей в сознание современности  (авторитет культуры, качественно новая роль общественного мнения, образования).

Мысль поворачивается к гуманитарным дисциплинам. Появляется школа изучения текста: очищения от ошибок, выработка чувства исторической дистанции, выработке научных критериев истины. Георгй Гемист Плифон (1360-1452), Марсилио Фичино (1433-1499), Пико делла Мирандола (1463-1494).

После падения Константинополя в 1453 г. в Италию хлынула масса греческих ученых. Проводится большая работа по переводу с греческого на латынь греческих авторов. Исправляются ошибки арабских переводов. Комментарии к текстам становятся самостоятельными научными исследованиями.

В 1453-1464 гг. были переведены 14 трактатов из герметического корпуса, авторство которых приписывалось Гермесу (Меркурию) Трисмегисту. Перевод осуществил Марсилио Фичино. Алхимия, астрология и магия были выведены на поверхность культуры. Человеческая природа стала рассматриваться как изначально поврежденная, а алхимия – как путь к спасению. Согласно Пико делла Миранодоле, человек, очистившись от несовершенства, может развить в себе способности постигать тайные силы макрокосма и управлять ими.

В католической традиции познание идет по следующим ступеням: Бог, человек, природа. У Пико – наоборот. Явное предпочтение отдано фигуре «художника» - гения-творца. (В католицизме – мастеру). Наконец, в католицизме господствует корпоративизм, а здесь – индивидуализм.

В мыслительном плане это был переход от авторитарно-статического к динамическому мышлению. Основная ориентация всей культуры Возрождения – приобщение к культуре конкретного индивида, вовлечение в этот процесс все новых членов и решение тем самым главной задачи – «окультуривания» всего общества.

В мировоззренческом плане происходит стирание грани между теоретиком-ученым и практиком. В эту эпоху возникает «республика ученых», лично знающих друг друга и обменивающихся между собой письмами. В рамках номиналистски-волюнтаристской и герметически-мистической традиции формируется пантеизм, стирающий грани межу природой и богом (Кузанский). Реабилитируется земной мир. Творение трактуется как полное и законченное выражение сущности бога. Этим самым наносился сильный удар по официальной концепции тварности, низменности, греховности и несовершенства природы. Такой поворот отчасти был связан с возвращением к греческому пониманию мира как целостного организма. Бруно  выдвинул идею всеобщей одушевленности природы (гилозоизм). Он реабилитирует материю, признавая за ней такие атрибуты, как вечность, телесность, несотворенность. Натурфилософия имела тенденцию к превращению в искусство, ибо чисто рациональное знание в рамках пантеизма невозможно. Знание воспринималось как личностное видение мира, а истина понималась как нечто глубоко личное в человеке, как основа его духовной автономии.

Возврат а античности был во многом и возвратом к античному мистицизму, выраженному в языческой и поэтической форме.

Меняются принципы исследования.

В филологии – очищение «варварской» латыни и становление общенаучного латинского языка.

В естествознании – возникновение предпосылок эксперимента.

На исходе Возрождения возникает совершенно новый тип мыслителя, объединившего в себе гуманиста, техника, математика и ремесленника. Примеры – Тарталья, Бенедетти, Агрикола, Бирингуччио. Они создали настоящие технические энциклопедии.

Парацельс (1493-1541) создал учение о человеке как центре мира, о том, что между ним и природой нет принципиальной разницы. Он в 1527 году публично бросил в огонь книги Галена, продемонстрировав отказ от схоластической учености.

Наука Возрождения – гораздо больше, чем наука последующих веков растворена в общей культуре; ее связи с экономикой, политикой, натурфилософией, моралью и искусством видны гораздо более отчетливей, чем внутренняя логика». (Б.Г. Кузнецов).

Неотделенность ценностных критериев от критериев истины делает возможным и плодотворным свободную миграцию идей от естествознания к обществознанию, к переплетению методологических установок натурализма и гуманитаризма. В научном плане Возрождение характеризуется рядом блестящих открытий в области астрономии, математики, оптики, анатомии, техническими изобретениями. Величественные фигуры гениев Возрождения завали идеальный образ носителя культуры (homo literatus), «республики ученых» и нормативы сохранения, распространения и воспроизводства культуры и ее субъекта.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
36 Kb
Скачали:
0