Буддизм. Основоположник религии, его биография, страница 3

Начало проникновения - 2 в. н.э. В форме махаяны. В буддийские монастыри шли люди,  скрываясь от притеснений.  Они становятся силой, их поддержки стали искать императоры. Буддизм стал китаизироваться. Начало этому процессу положил Дао-ань; он основал культу грядущего будды Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие китайские буддисты связывали надежды на лучшее будущее.  Другой видный буддист Хуэй-юань установил культ Амитабы.  В народном сознании буддийские святыни сливались с  даосскими.  Особую популярность получил бодисатва Авалокитешвара.  Он поменял пол, превратившись в богиню Гуань-инь. Она была богиней милосердия и добродетели, покровительницей страждущих и несчастных.  Она приобрела также функции покровительницы женщин и детей, материнства,  богини-подательницу детей.  Образованные верхи,  пренебрегая обрядовой стороной, погружались в изучение философских тайн буддизма.  На этой основе возник чань-буддизм. Основой послужила древняя буддийская секта дхиана.  Она учила отрешению,  сосредоточению и уходу в бескрайние глубины сущего и таинственного.

Собственно чань начинается с творчества монаха  по  имени  Хуэй- эн.  Он  изобрел идею  о  том,  что погружение в эти глубины происходит не постепенно,  а внезапно,  в результате интуитивного толчка,  озарения.  Не надо стремиться к нирване.  Будда  и  Истина всегда с тобой, они - везде и во всем. Надо освободиться от обязанностей и привязанностей и посвятить всего себя искусству жить - жить ради себя.  Найдены методы  стимулирования внезапного прозрения:  резкие окрики,  толчки,  удары.  Другой метод - коана. "Удар двумя руками - хлопок, а что такое хлопок одной ладонью?" Третий прием - обмен репликами между учителем и учеником, внешне лишенными смысла.

Золотой век китайского буддизма - эпоха  Тан.(7-10  вв.).  Монастыри  процветали, прежние  строгости  монашеской  жизни  ушли в прошлое.  Монастыри приобрели немалое экономическое влияние.  За этими процессами с ревностью наблюдали конфуцианцы.  Император У-цзун выпустил в 842-845 гг.  ряд декретов,  резко ограничивавших влияние монастырей.  4600 монастырей было закрыто.  40 тысяч кумирен разрушено.  Но потом  буддизм влился в гигантскую систему китайского религиозного синкретизма.

Буддизм оказал огромное влияние на китайскую культуру.

Буддизм в Японии.

Начало проникновения - 6 в.  Буддизм использовался в борьбе кланов.  Победил клан, исповедовавший буддизм.  Быстро стало расти число храмов.  В 9 веке он превращается в государственную  религию.  К концу жизни регенты и все видные чиновники становились монахами. Монастыри превратились в центры административного управления. В конце 12 века начинают править сегуны, т.е. военные диктаторы.

Изменился и буддизм. На смену старым сектам пришли новые. Во-первых, секта Дзедо. В ней буддизм был упрощен и введена заимствованная из китайского буддизма практика бесчисленного повторения слова "Амида",  что должно  принести  спасение.  Другая  секта Дзедо-син превратила в такую магическую формулу фразу "Нами Амида Буцу".  (О,  будда Амитаба). Повторялась эта фраза до 70 тысяч раз.В 13  веке  была  создана секта Нитирэн,  названная по имени основателя.  В центре поклонения о оказался сам великий Будда.

На рубеже 12-13 века возник дзэн-буддизм из китайского чань. В отличие от первоисточника, не отвергает авторитет учителя.

Оказал наибольшее воздействие на японскую культуру.  Сформировал кодекс воинской чести бусидо.

Оказал огромное влияние на воспитание чувства прекрасного.

12-16 века - государственная религия,  влиятельная политическая сила. Затем - объединение  Японии и борьба с буддизмом как оплотом феодальной раздробленности.  После этого - синтез буддизма и синтоизма при гегемонии первого.

1868 год - реставрация Мэйдзи. Буддизм отходит на второй план.

Буддизм в России.

Занесен на территорию Забайкалье в 17 веке. В настоящее время исповедуется калмыками,  бурятами  и  тувинцами.  В  настоящее время глава буддистов носит титул бандидо-хамбо-ламы. Центр - Иволгинский дацан в Бурятии.

Необуддизм.

Блаватская Елена  Петровна  (1831-1891)  -  создательница  труда  под  названием "Тайная доктрина". Проповедь всемирного братства и религиозной терпимости.

В 1879 г. группа членов "Нью-Йоркского теософского общества" предприняла поездку на Цейлон с тем, чтобы вступив контакт с близкими по духу деятелями основать вместе с ними   религию   эзотерического   буддизма.   К  тому  времени  там  была  готова  книга Чао-Фиа-Типакона, названная "Книга,  объясняющая многое".  Г.Олкот  также  составил  и согласовал с  видным буддийским деятелем Катехизис буддизма.  В нем есть попытка очистить буддизм от того,  что не нравится  интеллектуалу.  Отрицаются  чудеса.  Отрицается, что Будда  был  богом.  Отрицается  существование сверхъестественных сил.  Отрицается бессмертие души.  Но только на словах.  На деле все это признается.  Буддизм сводится к этике.