Ламаизм образован путем слияния буддизма, традиционных тибетских верований и тантризма. Основатель - Цзонхава (1357 - 1419).
Реформы Цзонхавы.
1.Восстановил суровые нормы древнего буддизма, в частности безбрачие для монахов и суровую дисциплину.
2.Перевел тантристские обряды в символический план.
3.Утвердил ту истину, что только монашеское состояние гарантирует спасение. Авторитет монахов возрос.
4.Разработал торию хубилганов. Хубилган - воплощение того или иного бодисатвы, святого или деятелей буддизма, а также будд.
Порядок наследования высших ламских должностей.
Цзонхава сам назначил двух своих учеников на высшие ламские должности. По смерти (через 9 месяцев их души вселяются в младенцев мужского пола, которых надлежало избрать после строгой проверки. В частности, ребенок должен признать какую-либо из личных вещей умершего, потянувшись к ней. Старший из них - далай-лама (величайший).
Он является воплощением бодисатвы Авалокитешвары. Младший - панчен-лама. Он является воплощением будды Амитабы. Столица ламаизма - Лхасса. Она выполняет также роль столицы буддизма.
Священное писание
Ганджур - 108 томов. Комментарии - Данджур - 225 томов.
Мифология ламаизма.
Высший будда - Адибудда, владыка всех миров.
Главный его атрибут - шуньята - пустота. Она пронизывает всю природу, каждый человек несет в себе ее частицу. Надо усиливать ее за счет праведной веры с помощью ламы.
Молитва.
ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ.
Ом - священное слово. Одна из интерпретаций: мани - мистические драгоценные камни. Падме - цветок лотоса. Хум - воистину. Есть и другие интерпретации. Мани - воплощение мужского начала, падме - женского.
Культ.
15 и 30 числа - службы (хуралы) в храмах каждый день. Играет оркестр из труд и морских раковин. Молельные барабаны. Докшиты в позах 1)богатырских, 2)устрашающих, 3)сладострастных.
Буддийская космология.
Существует шесть сфер кармического мира: две - под землей, (сфера обитателей ада и сфера прожорливых духов-претов), две - на земле (животные и люди), две - на небесах (сфера демонов-асуров и сфера богов). Земной мир устроен таким образом. Мир - плоский диск. В центре - гора Меру, опоясанная четырьмя (по другим сведениям семью) кольцевыми хребтами. 4 континента. Миров так же много, как песчинок в Ганге. Мир существует на протяжении махакальпы. Кальпы делятся на буддоносные и не очень. Появляется 1008 будд в течение одной кальпы.
Вот другой вариант.
31 сфера бытия, расположенные друг над другом. Они делятся на три разряда: кармалока, рупалока и арупалока.
В кармалоке 11 ступеней или, что то же самое, 11 уровней сознания.
В рупалоке - расположены ступени бытия с 12 по 27-ой.
Арупалока - с 28 по 31.
Все начинается с подземных существ и завершается мистическими абстракциями. Рядовому буддисты все эти вещи непонятны, а зачастую и просто неизвестны.
Буддийская философия.
Феноменальный мир - иллюзия. Человек воспринимает мир сквозь призму своих ощущений, а эти ощущения - результат волнения дхарм, частиц мироздания. Дхармы бывают разные: элементы чистого сознания, элементы чувственные (рупа), дхармы эмоций и некоторые другие. Всего дхарм в человеке разные школы буддизма насчитывают 75-100, а то и больше. Все живущее в этом мире состоит из живых движущихся дхарм. Жизнь есть вечное волнение дхарм. Надо понять это и успокоить свои волнующиеся дхармы - тогда достигаешь нирваны.
Жизнь есть бесконечная цепь перерождений. Все начинается с первого ключевого звена - авидьи, т.е. незнания, затемняющего разум. Авидья влечет за собой поступки, вызванные невежеством, поступки порождают привычные стереотипы поведения. Стереотипы формируют определенное сознание, в соответствии с которым создаются формы и категории наименования, становящиеся объектами восприятия органов чувств. Между органами чувств и формами-категориями возникают устойчивые контакты, вследствие чего появляются чувства, затем желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жажда жизни и ведет ко все новым перерождениям, следствием которых неизбежно являются старость и смерть всего родившегося. Таким образом, круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью. Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы может лишь тот, кто преодолеет авидью.
Буддизм в Китае.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.