Опр. Движением называется такое преобразование плоскости, которое не меняет расстояний: . (Опр.: Биективное отображение множества на себя наз-ся проеобразованием этого множества. Опр.: Отображение называется биективным, если у каждого образа есть прообраз и при том только один). СВ-ВА: При движении окружность в окружность того же радиуса.
Пусть - произвольная окружность с центром О.
Пусть движение принадлежащее к группе движений () – произвольное. Обозначим
. Пусть дана окружность . Покажем, что движение D окружность . Покажем, что множество . Пусть . 1) Пусть -произвольная, пусть движение D:. Т.к. D – движение, то . Т.о. , значит любfz точка N принадлежит окружности w: . 2)Пусть точка (эль-окружность) – произвольная. Т.к. D – движение, то -движение. Пусть домножим на D слева обе части этого равенства: . Т.о. . Из (*) и (**). Ч.т.д. При движении отрезок в отрезок, луч – в луч, прямая в прямую.
Док-во: Пусть . Покажем, что ,
(-образ отрезка АВ). Пусть точка М лежит внутри отрезка АВ (), и пусть точка М-произвольная. Пусть движение , D – движение, поэтому . Т.к. М лежит внутри отрезка АВ (), то АМ+МВ=АВ Пусть , т.е. . Пусть , т.к. -движение, то АМ+МВ=АВ. Т.о.
Для луча и прямой док-ва аналогичны.
Луч
Прямая
Придвижении пересекающиеся прямые переходят в пересекающиеся прямые, а параллельные прямые – в параллельные прямые.
Пусть прямые а и в – параллельные, пусть движение Док-во методом от противного, прямые не параллельны, , тогда у k два прообраза. При движении сохраняются углы между прямыми. Дано: Т.д. . Док-во:
Пусть движение . Т.о.
Ч.т.д.
Т Теорема: Множество всех движений плоскости образует
Группу. Док-во: 1. Покажем, что для любых движений принадлежащих группе движений, композиция . Пусть А,В – произвольные точки плоскости.
Т.е.
Т.к. -движение.
2. Пусть движение D из группы движений – произвольное(), покажем, что -движение. Пусть - произвольные точки. Пусть движение . Т.к. D – движение, то .Ч.т.д.
Теорема о задании движения: Каковы бы ни были два равных треугольника , существует единственное движение, переводящее . Док-во: Существование. Рассм. осевую симметрию, переводящую : (p – серединный перпендикуляр ), при этом . q – серединный перпендикуляр , т.к. , то .
.
Получится:
r – серединный перпенд-р
Докажем единственность: От противного, движение , , . Но при этом существует такая (•) М, что
Т.к. - движения, то лежит
на серединном перпендикуляре отрезка . Аналогично точки лежат на серединном перпендикуляре отрезка
; получаем ?! с тем, что - треугольник. Ч.т.д.
Теорема Шаля: Всякое движение первого рода есть либо перенос, либо поворот; всякое движение второго рода есть либо скользящая, либо осевая симметрия.
Определения: Осевой симм-ей относ-нопрямой р наз-ся преобразование плоскости, оставляющее (•)-и прямой р неподвижными, а произвольной (•)-е ставящей в соответствие такую (•), что р – серединный отрезка .Центр-ой сим-ей с центром О наз-ся преобразование пл-сти, оставляющее (•) О на месте, а любой другой (•)-е А, ставящее в соответствие такую (•), что О – середина отрезка. Парал-ным переносом на вектор наз-ся преобразование пл-сти, ставящее в соответствие произвольной (•) А такую (•)-у Поворотом на ориентированный угол относительно (•) О наз-ся преобр-ние пл-сти, ставящее в соответствие произвольной (•) А такую (•), что выполняются два условия: Скользящей симм-ей наз-ся композиция осевой симм-ии и I I-ного переноса на ненулевой вектор I I-ный оси симметрии.
С движением уч/ся знакомятся в конце 9 кл.: дается понятие отображения плоскости на себя, осевая симметрия, понятие движения, движения плоскости, центральной симметрий, параллельный перенос, поворот.
В 11 кл., изучается в теме «метод координат в пространстве». Дается понятие центр, осевая, зеркальная симметрия и параллельный перенос. На базовом уровне эта тема практически не изучается.В классах с УИМ тема «Движение» может быть также изучена в главе «М-д корд-т». На изучение темы следует отвести 6-10 ч. При изучении преобразования в геом-ии не рассм-ся пр-сс во времени, а ограничиваются сопоставлением исходной фигуры и фигуры, полученной в рез-те преобразования. Уч-ся уже встречались с отображением фигур на фигуру, знакомы с понятием «преобразование пл-сти», т.е. отображение пл-сти на себя.
Задача: Пусть движение f:. Выяснить явл-ся ли D: а) обратимым, б) имеет ли неподвижные (•)-и. Реш-ие: а) f: , , движение обратимо. б) О(0,0,0) – неподвижная (•)-а.
Эстетика – наука о чувственном познании, создающем прекрасное
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.