Права человека — важнейшая составляющая новой идеологии консолидации российского общества

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Хотя метод и неточен, но цифры, полученные по массовым религиям, могут служить некоторым ориентиром для оценки количества граждан, активно участвующих в религиозной жизни.

Однако количеством ли прихожан определяется влияние религии? Очевидно, нет! Первое, что следует отметить из существенного для результатов деятельности любой организации – научное и духовное (в данном случае богословско-теоретическое) обоснование ее деятельности, которое сосредотачивается в соответствующих центрах, к числу которых принадлежат монастыри и образовательные учреждения. Здесь первенствует Русская православная церковь (МП), имеющая в России 404 (из всего 414) монастыря, 241 религиозное учреждение (синодальные отделы, епархиальные управления и т.п.), 51 духовное образовательное учреждение. Серьезный богословско-образовательный потенциал дополняется православными негосударственными образовательными учреждениями, такими как Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, православная теология преподается (по данным на февраль 2008 г.) в 10 классических государственных университетах, 11 других государственных и 10 негосударственных ВУЗах[1].

Прикладная деятельность организуется синодальными отделами, епархиальными управлениями, действуют также многие десятки влиятельных общественных объединений (Клуб православных предпринимателей, Фонд единства православных народов, Фонд Андрея Первозванного, Императорское палестинское православное общество, Всемирный Русский народный собор и др.), через которые реализуются целевые программы православия, по большей части – выдвинутые самими этими организациями и благословленные Патриархом, через них же осуществляется финансирование из внецерковных источников. К православному активу можно добавить многочисленные общественные объединения, находящиеся в православной сфере и с разной степенью ориентации на Московский Патриархат развивающие православные представления. Есть и околоцерковные организации, от которых Патриархия несколько дистанцируется, как например, от сектоведов. То есть, активность религиозной составляющей общественной деятельности не замыкается в религиозно-служебной сфере, а активно выходит в общественно-политическую, в том числе внешнеполитическую, и участниками ее оказываются не только представители религиозных организаций, но и религиозно ориентированные политики и государственные чиновники. Влияние религиозного ядра распространяется на социум, ослабляясь по мере удаления от него вплоть до безразличия, но без противостояния этому влиянию.

Такое мощное влияние православия на народную массу и деятельность государства - следствие его культурообразующей роли. В последней работе, вышедшей под редакцией М.П.Мчедлова – «Вера, этнос, нация. Религиозный компонент этнического сознания»[2] отмечается, что религия является важнейшей несущей конструкцией социума. Религия отражает сущность культуры, а культура строится на основах, зафиксированных в религиозном каноне. Религия, как сущностный признак культуры, несет и воплощение

Похожие материалы

Информация о работе