Структура существующей практики обучения навыкам дорожной безопасности. Дошкольное воспитание

Страницы работы

Содержание работы

Структура существующей практики обучения навыкам дорожной безопасности.

Преамбула. Основана на обобщении а анализе существующих образовательных программ для дошкольных учреждений, начальной школы и общеобразовательной школе, на инструкциях и приказах МВД СССР и РФ, а так же на основе изученного опыта дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений г. Железногорска.

1. Дошкольные учреждения: проведение игр по знаниям элементарных правил дорожного движения включающих в себя знания правил перехода улиц, дорожной разметки, сигналов светофоров и правил пользования общественным транспортом.

Проведение игр: «Волшебный светофор», «Зебра», «Мой друг автобус».

Общее содержание игр, включает:

- постановку задачи, как безопасно попасть в зоопарк или в гости к бабушке куклу или мягкую игрушку и т.д.

- создается макет уличного движения с использованием игрушек и определена цель, прийти к которой можно, только зная правила перехода улицы и правила пользования общественным транспортом.

- значение: в данных играх ребенок осуществляет практическое применение элементарных знаний полученных от родителей, от воспитателя. Возможность ребенка самостоятельно оценивать ситуацию дорожного движения и выбирать варианты правильного маршрута, оценивая дорожную ситуацию со стороны. В данном случае игровой интерес фактически закрепляет полученные элементарные знания. В результате предоставляемого выбора вариантов ребенок приобретает примитивный опыт тактической ориентации в дорожной обстановке.

Вторая ступень игры осуществляется на улице в рамках игрового городка в обстановке созданной в более значительном масштабе где ребенок должен ориентироваться оперативно. В данной ситуации приобретается оперативный навык, возникающий вследствие восприятия условной угрозы, при неправильном выполнении правил дорожного движения, по отношению к себе лично.

Варианты подобных игр многообразны  и легко привязываются к тематической работе воспитателя. Возможно включение задач усвоения навыков дорожной безопасности в значительное количество развивающих игр, тематического чтения и общеобразовательных занятий.

Примечания: при активной работе в группе учреждения дошкольного образования необходимо привлекать родителей комментирующих полученные ребенком знания и иллюстрирующих их в повседневной жизни.

2. Начальная школа: моделирование дорожного движения усложняется за счет расширения игрового городка, количества участников и использования настоящих средств передвижения: самокат, велосипед и т.д. Наиболее значимым фактором на этом уровни является участие сотрудника ГИБДД или подготовленного студента факультета БЖ выполняющего его функции.

Учитывая, что в этом возрасте ребенок становится более активным участником дорожного движения, необходимо не только усложнять учебные задания, но и стимулировать логическое осмысление, обсуждение и собственные комментарии. Для этого увеличивается количество организаторов игр выполняющих функции консультантов, арбитров и участников имитирующих и нарушения и примеры соблюдения правил дорожного движения. Эти функции выполняют старшеклассники под руководством учителя БЖ или студента-практиканта.

Эти занятия обязательно должны включать элемент самоанализа: короткое сочинение о значении правил дорожного движения, об отношении к ним близких и оформление собственной позиции. Это позволяет утвердить имеющиеся знания и навыки на уровни личностного восприятия проблемы навыков дорожной безопасности. Это имеет большое значение в формировании ребенка как будущего подготовленного участника дорожного движения и как пешеход, и как водителя. Таким образом, создается теоретический, эмоциональный и психический фундамент уверенного участия в дорожном движении.    

3. Общеобразовательная школа: наибольшее значение в формирование безопасной личности имеет период старшей школы, т.к. этот период характеризуется процессом закрепления теоретических знаний ….

Большое значение, безусловно, играет предмет «Безопасность жизнедеятельности», включающий понимание комплекса существующих угроз и необходимости теоретической, эмоциональной и психической готовности избегать их и противостоять им.

В этот период под руководством учителя БЖ и студентов факультета БЖ старшеклассники организуют вышеназванные игры с учащимися начальной школы. В результате чего формируется устойчивое понимание непрерывной и реальной опасности, а так же уверенное осознание личной возможности избежать и предотвратить их.

Таким образом, имеющаяся образовательная система формирования навыков безопасного дорожного поведения позволяет говорить о результативности этого процесса, так как, во-первых: действует в непосредственном единстве с семьей, во-вторых: включает детей в процесс приобретения навыков безопасности дорожного движения используя игровой интерес как естественный и значимый мотив. В-третьих: создает возможность самостоятельной активной деятельности по формированию предполагаемых дорожных ситуаций, самостоятельному моделированию возможных опасностей и самостоятельному творческому поиску способов их избежать, что включает в себя повышенное эмоциональное восприятие способствующие закреплению навыков как устойчивых свойств личности.

Похожие материалы

Информация о работе