готового продукта, определяет динамичные отношения с государством, контактными аудиториями. Характер и уровень этих взаимоотношений непосредственным образом воздействует на экономическую эффективность, в конечном счете, конкурентоспособность предприятия.
К основным субъектам микросреды следует отнести: производителя продукции, потребителя, поставщиков, конкурентов, посредников, партнеров и др. участников хозяйственных отношений.
Анализ экономической сущности среды действия предприятия позволяет сделать непреложный вывод: требуется не только глубокий анализ складывающихся условий выпуска продукта, но и постоянная связь с внешними обстоятельствами товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия. "Настоящий экономист, приступая к рассмотрению любой проблемы, прежде всего проявит интерес к функционированию экономики как единого целого...", - отмечал П. Самуэльсон. Экономиста названные категории интересуют не сами по себе, а служат основой действий. Производитель, как главный субъект микросреды, должен учитывать запросы потребителя, стремиться к созданию эффективного экономического механизма хозяйствования. На основе нужд рынка, с учетом степени воздействия слагаемых макро- и микросреды, он рационально комбинирует факторы производства. Соединяя их в различных технологиях, выпускает готовые изделия и предлагает их на рынке:
y = f [x1 + x2 + x3 + … + xn ], (1,1)
где:
y – максимальный объем производства при данной технологии;
x1 , x2 , x3 … xn – предметы и средства труда, используемый основной и оборотный капитал, рабочая сила и др.
f – индекс, показывающий количественную зависимость между объемами производства и набором факторов производства.
Производственная деятельность имеет смысл, если стоимость производственных благ выше стоимости исходных продуктов (факторов производства). Цель хозяйствующего субъекта должна состоять в максимизации этой разности посредством пропорции факторов производства с учетом жестких требований рынка (максимально возможный объем прибыли).
Ориентируясь на превалирующие факторы внешней среды – уровень конкуренции, платежеспособность, моду – производитель находит наиболее рациональное сочетание факторов производства (х1 и х2) и в конечном счете добивается роста конкурентоспособности продукта, максимизации прибыли. Следовательно, знание экономической конъюнктуры рынка, т.е. зависимость между спросом, предложением, движением цен, рыночными тенденциями, - позволяет субъекту определить:
• номенклатуру, ассортимент и объем выпуска товаров (оказания услуг): что производить? сколько? когда?;
• отпускную цену собственной продукции;
• перспективу развития предприятия, регламентируемую видом и объемом текущего и потенциального спроса продукта.
Только учет требований рынка дает возможность субъекту хозяйствования разработать пользующуюся спросом номенклатуру и ассортимент, работать результативно.
Объем производства в условиях рыночных отношений Qпр. будет полностью зависеть от рынка и определяться при оптовых поставках как:
, (1, 2)
где
Qd – величина поставки по заключенным договорам;
Кс – коэффициент страховки (при возможном отказе от уже заключенной сделки);
Qр – объем рыночного спроса;
Qф – поставки других фирм.
Внешнии факторы диктуют и уровень эффективности материального производства.
При розничной торговле
(1, 3)
Таким образом, становление и развитие рыночной экономики требует коренного изменения организации производства. Будучи основной движущей силой микросреды производитель, тем не менее, не главенствует над рынком; не производство, а рынок является первичной субстанцией
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.