ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Ивановская государственная текстильная академия»
(ИГТА)
Кафедра экономической теории и права
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор по учебной работе
В.В.Любимцев
«____»____________2007 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина – Деловое общение
Цикл – общепрофессиональные дисциплины
Специальность подготовки – 060500 (080109) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»»
Квалификация выпускника – экономист
Факультет - экономики и управления
Курс |
Семестр |
Количество часов |
Количество курсовых работ |
Кол-во рас. гр.,конт. и ДР |
Форма итогово-го контроля знаний |
|||||
Аудитор-ных |
в том числе |
Самостоятельная работа |
Всего |
|||||||
Лекции |
Практи-ческиее занятия, семинары |
Лаб. занятия |
||||||||
2 |
3 |
34 |
17 |
17 |
- |
38 |
72 |
- |
- |
зачет |
Иваново 2007
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности подготовки 060500 (080109) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», утвержденного Минобразованием России от 17.03.2000, № 181 эк/сп.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры экономической теории и права 07.03.2007 г., протокол № 3.
Заведующий кафедрой Г.Я.Пленин
Автор О.А.Мамаева
Рецензент А.В.Архипова
Согласовано:
Проректор по информатизации и международным связям А.Н.Смирнов
Декан факультета экономики и управления С.И.Меджибовская
Заведующий кафедрой БУА Е.В.Беляев
1. Цели изучения дисциплины
Учебная дисциплина «Деловое общение» изучается студентами второго курса в течении одного семестра.
Данная дисциплина включает в себя методологическую основу знаний по психологии и этике, столь необходимую любому современному человеку, претендующему на звание «ку-льтурного и образованного» и как следствие этого – на достойное место в современном мире, бизнеса и рыночных отношений, для успешной деятельности в нынешних достаточно жестких условиях и отношениях между людьми.
Изучение данного курса предполагает проведение аудиторных занятий (лекций, прак-ктических) и самостоятельной работы студентов.
При изучении дисциплины «Деловое общение» студенты должны овладеть этикой делового общения, его документационным обеспечением, а также психологическими особенностями подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
Эта дисциплина призвана помочь студентам выработать умение руководить людьми, способность взвешенно анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлечь позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и действий окружающих людей.
2. Тематический план дисциплины
Наименование разделов и тем |
Количество часов согласно РУП |
Контроль зна-ний; расч.-граф. работа (РГР), ко-нтрольная работа (КР), домашняя работа (ДР) |
|||
Все-го |
Лек-ции |
Практические занятия, семинары Че |
Самостоятельная работа |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Раздел 1. Этика делового обще- ния |
34 |
8 |
6 |
20 |
- |
Тема 1.1. Введение |
- |
- |
- |
- |
- |
Тема 1.2. Предмет и задачи психологии и этики делового общения |
3 |
- |
1 |
2 |
- |
Тема 1.3. Личность и психологическая типология личности |
6 |
1 |
1 |
4 |
- |
Тема 1.4. Восприятие и понимание в процессе общения |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
Тема 1.5Общение как коммуникация |
4 |
2 |
- |
2 |
- |
Тема 1.6. Общение как взаимодействие |
3 |
1 |
- |
2 |
- |
Тема 1.7. Деловое общение в рабочей группе |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
Тема 1.8. Конфликты и пути их разрешение |
7 |
2 |
1 |
4 |
- |
Тема 1.9.Психология и этические нормы и принципы делового общения |
3 |
- |
1 |
2 |
- |
Раздел 2.Деловые переговоры |
20 |
4 |
6 |
10 |
- |
Тема 2.1.Психологические особенности подготовки и проведенияделовых бесед и переговоров |
7 |
1 |
2 |
4 |
- |
Тема 2.2.Типология деловых переговоров |
7 |
1 |
2 |
4 |
- |
Тема 2.3.Техника и тактика ведения переговоров |
6 |
2 |
2 |
2 |
- |
Раздел 3. Документационное обеспечение делового общения |
18 |
5 |
5 |
8 |
- |
Тема 3.1.Исходные понятия делопроизводства |
2 |
- |
- |
2 |
- |
Тема 2.2.Документирование управленческой деятельности |
4 |
1 |
1 |
2 |
- |
Тема 3.3.Оформление распорядительных документов |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
Тема 3.4.Оформление информационно-справочной документацции |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Тема 3.5.Оформление организационной документации |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
Тема 3.6.Оформление документации по личному составу |
3 |
1 |
1 |
1 |
- |
Итого |
72 |
17 |
17 |
38 |
- |
3. Содержание разделов и тем дисциплины
Раздел 1. Этика делового общения.
Тема 1.1. Введение
Сущность общения как процесса. Цели и задачи общения, его содержание. Биологи-ческое и социальное общение. Функции и стороны общения.
Тема 1.2. Предмет и задачи психологии и этики делового общения
Этика и психология делового общения как составная часть комплекса психологических наук. Категории и принципы общей психологии. Основные задачи этики делового общения.
Тема 1.3. Личность и психологическая типология личности
Понятие о личности. Структура личности, типы темперамента. Сенсорная типология. Психогеометрическая типология. Психологические типы по Юнгу. Психологические прин-ципы оказания влияния на человека. Индивидуальные особенности личности.
Тема 1.4. Восприятие и понимание в процессе общения
Сущность восприятия и его психологические механизма. Социальные стереотипы восп-риятия. Схема восприятия. Идентификация, эмпатия и рефлексия как психологические механизмы .
Тема 1.5.Общение как коммуникация
Сущность коммуникации. Невербальные средства общения (невербальные коммуни-кации), их классификация. Кинесические средства общения. Мимика, взгляд, визуальный контакт. Поза, жесты, походка, голос как вид невербальных средств общения. Такесические средства общения. Проксемические средства общения. Вербальные средства общения. Передача информации как вербальная (словесная) форма общения.
Тема 1.6. Общение как взаимодействие
Понятие общения как взаимодействия. Трансакционный анализ процесса взаимо-действия по Э.Берну. Характеристика взаимодействия с позиции ориентации на контроль и ориентации на понимание. Основные этапы делового общения.
Тема 1.7. Деловое общение в рабочей группе
Группа и ее структура организации. Основные психологические характеристики колле-ктива. Большая и малая группы. Руководство и лидерство в группе. Виды лидерства. Явление конформизма. Референтная группа. Группа членства. Нонконформизм. Проблемы социально-психологической адаптации.
Тема 1.8. Конфликты и пути их разрешения
Понятие конфликта, его сущность, виды, структура, стадии протекания. Сущность конфликтов, их типы. Понятие эскалации конфликтов. Конструктивные и деконструктивные конфликты. Реалистические и неареалистические конфликты (по Л.Коузеру). Основные типы конфликтов. Основные причины возникновения конфликтов. Стратегии и тактики поведения в конфликте. Основные правила бесконфликтного общества. Принципы разрешения конфликтов.
Тема 1.9. Психологические и этические нормы и принципы делового общения
Понятие этики делового общения. Этика и мораль. Этика делового общения традиции-онного общества. Эстетические нормы и принципы делового общения. Национальные особенности делового общения в разных странах.
Раздел 2. Деловые переговоры
Тема 2.1. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров
Сущность переговоров, их характер, цель. Фазы делового общения. Установление кон-такта; ориентация; умение выйти их контакта. Этапы проведения переговорного процесса.
Тема 2.2. Типология деловых переговоров
Виды переговоров. переговоры по сфере деятельности. Переговоры по цели. Перего-воры по характеру взаимоотношений между сторонами. Классификация переговоров.
Тема 2.3. Техника и тактика ведения переговоров
Подходы ведения коммерческих переговоров. Метод позиционного торга. Метод принципиальных (или переговоров по существу). Типы совместных решений. Тактические приемы. Недостатки при ведении переговоров. Национальные стили ведения переговоров.
Раздел 3. Документационное обеспечение делового общения
Тема 3.1. Исходные понятия делопроизводства
Документ и его функции. Сущность делопроизводства. Понятие унификации и стандар-тизации в делопроизводстве. Виды деловых документов и их классификация. Общие нормы и правила оформления документов.
Тема 3.2. Документирование управленческой деятельности
Классификация и структура организационно-распорядительных документов. Виды организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению реквизитов организационно-распорядительных документов.
Тема 3.3. Оформление распорядительных документов
Требования к оформлению приказов по основной деятельности. Оформление выписки из приказа. Оформление распоряжения; указания; решения; постановления.
Тема 3.4. Оформление информационно-справочной документации
Классификация писем и их оформление. Оформление телеграмм, телетайпограмм, телефонограмм и факсов. Требования к оформлению актов, протоколов, докладных, служеб-ных и объяснительных записок.
Тема 3.5. Оформление организационной документации
Понятие Устава организации и основные требования к его содержанию и оформлению. Положение как организационный документ. Содержание инструкции и ее оформление. Сущность договора и основные требования к его оформлению
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.