Обратим внимание, однако, на положительные факторы заочного обучения:
- большая мотивация к учебе (большая сознательность и ответственность, самостоятельность и активность студента);
- большая доля работы с литературой, сравнительно со студентом – очником.
На эти факторы и следует опираться.
Наша система работы состоит из трех взаимосвязанных звеньев: 1) установочные аудиторные занятия; 2) межсессионная СРС с выполнением и защитой контрольных работ; 3) контроль в течение семестра.
Установочные занятия должны дать базу для дальнейшей СРС, а также полную ориентировку в последующей «домашней» работе.
Что значит «база»? На установочных занятиях надо излагать не весь программный материал, а базовую его часть, которую в математике составляют, прежде всего, такие фундаментальные понятия, как: «число», «функция», «предел», «производная», «интеграл» и т.п. Эти понятия усваиваются студентом именно на установочных занятиях, ибо без живых разъяснений преподавателя он не сможет адекватно их понять.
Второй элемент базовых знаний – методы решения некоторых задач из плановых контрольных работ. Их выбор определяется опытом – мы рассматриваем подробно те задачи, которые из года в год вызывают затруднения.
Третий элемент – ориентировка. Студент должен получить представление (пусть поверхностное) о тех задачах, которые ему предстоит решать в контрольных работах, и обо всех теоретических вопросах, в которых ему нужно разобраться самостоятельно.
Если учебный предмет предстает в абстрактной, неудобопонимаемой форме и преподносится в темпе, который определяется стремлением преподавателя «вычитать» максимум программы, а не желанием добиться понимания материала студентом, то у последнего возникает смутное, но стойкое отвращение к предмету. Как следствие – списывание контрольных работ, шпаргалки, халтурное отношение к учебе. И не стоит винить в этом только одних студентов.
Чтобы облегчить студенту первое знакомство с курсом, мы несколько меняем рекомендуемый «сверху» порядок изложения программных тем. Мы добиваемся, чтоб уже тема, которая вводит студента в учебный курс, воспринималась с интересом. Прослушав тему, студент может сразу выполнить контрольную работу. Опыт показывает, что многие студенты сдают ее на установочной сессии; первый успех их вдохновляет и благотворно сказывается на дальнейшей работе.
Особо следует упомянуть о, так сказать, бюрократической помехе качественному проведению установочной сессии. Министерский учебный план традиционно отводит разделенные часы на лекционные и практические занятия - так же, как на очном отделении. Эта ошибка вызвана непониманием специфики заочного обучения. При раздельном проведении теоретических и практических занятий в условиях ограниченного учебного времени резко падает качество усвоения студентами, как того, так и другого. В результате проводимые занятия имеют почти нулевую эффективность.
Обратимся ко второй части учебного процесса – межсессионной работе. Формально она состоит в защите контрольных работ на консультациях, которые проводятся 1-2 раза в месяц. Принципиально важна методика их проведения. Обычное представление о консультации: преподаватель отвечает
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.