конкурентоспособности продукции можно свести к следующему:
Конкурентоспособность продукции – это способность продукции отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период по сравнению с аналогом-конкурентом.
В этом определении заложены три отличительных признака:
1) пространство – конкретный рынок (сегмент рынка, страна);
2) период – фиксированный отрезок времени;
3) познаваемость в сравнении.
Поэтому оценка конкурентоспособности предполагает сравнение конкретной продукции с аналогом в системе «время – пространство».
Оценкой конкурентоспособности товаров и услуг занимаются различные субъекты рынка: производители, услугодатели, продавцы, а также что отмечается реже инвесторы. Но, в итоге она является прерогативой потребителя. Из ряда аналогов он выбирает товар (услугу), который больше соответствует его потребностям. Поэтому можно согласиться и с таким вариантом определения:
Конкурентоспособность товара показывает степень притягательности для совершающего реальную покупку потребителя.
С позиции субъекта хозяйственной деятельности в определение конкурентоспособности следует включить признак, который не интересует потребителя, но является решающим для изготовителя (услугодателя, продавца) – коммерческий успех продукции на рынке. Речь идет о таком критерии, как доход (издержки). Коммерческий успех имеет место при превышении доходов над издержками, т.е. при получении прибыли. Таким образом, можно согласиться и со следующей трактовкой термина с позиции субъекта хозяйственной деятельности: конкурентоспособность товара – это способность товара обеспечить коммерческий успех в условиях конкуренции.
Но чтобы товар был способен обеспечить предприятию коммерческий успех, он должен обладать конкурентными преимуществами.
Конкурентное преимущество продукции – это какая-либо (в ряде случаев эксклюзивная) ценность, которой обладает продукция и которая дает ей превосходство перед конкурентами.
Используемые при оценке конкурентоспособности показатели могут быть качественными (соответствие товара моде, отсутствие или наличие дефекта и др.) и количественными (производительность мясорубки, потребляемая мощность холодильника и др.). Следовательно, критерий конкурентоспособности – это качественная и (или) количественная характеристика продукции.
Критериикак характеристики, учет и оценка которых позволяют судить о конкурентных преимуществах, отражают удовлетворение различных групп потребностей: исходя из иерархии - базовые и продвинутые; исходя из состава - сложные и простые; исходя из степени выраженности — явные и скрытые.
Единой (стандартизированной) классификации критериев оценки уровня конкурентоспособности не существует. Так как оценкой конкурентоспособности товаров занимаются различные субъекты рынка: производители, конкуренты, продавцы, инвесторы, потребители, то и системы критериев напрямую зависят от субъекта проводящего оценку.
Так к показателям конкурентоспособности продукции, учитываемым потребителями относят:
· уровень качества (действующие технические нормы и стандарты, надежность изделия, удобство эксплуатации, функциональные возможности, срок полезного использования и т.д.);
· новизна изделия (уникальность, модификация моделей, изменение цветовой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.