Субъекты предпринимательской активности и их взаимодействие, Роль государства как субъекта предпринимательского процесса, страница 4

А. Маршал, развивая данное направление, применил принцип отбора комбинации факторов на уровне индивидуального производства для обеспечения устойчивой конкурентоспособности.

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внёс Адам Смит (1723 – 1790 гг.). В произведении «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776г.) он разработал теорию о труде. Считал, что именно труд является истинным источником богатства.

А. Смит разработал теорию о роли рынка в развитии народного хозяйства. По А. Смиту, предприниматель – это собственник капитала, который ради реализации идеи и получения прибыли идёт на риск.

Французский экономист Алан Маршалл первым добавил к трём классическим факторам производства (Земля, Капитал, Труд) - четвёртый – Организацию.

Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847 - 1938) в своей работе «Распределение богатства» к 3-м факторам производства Ж.Б. Сэя добавляет четвёртый – деятельность предпринимателя.

Родоначальником третьего направления является Й. Шумпетер, который считал, что внутренней движущей силой процесса развития является предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность на инновационной основе. Он раскрыл движущую силу интенсивного процесса воспроизводства – воспроизводство предпринимательского типа. По его мнению, предпринимательство как процесс - это новая комбинация инновационных факторов производства. Согласно его концепции один и тот же человек является предпринимателем, пока он осуществляет инновации, и перестаёт быть таковым, если после налаживания бизнеса осуществляет рутинный процесс производства.

В развитие третьего направления теории современного предпринимательства внесли большой вклад представители неоавстрийской школы Л. Мизес, И. Кирцнер и Ф. Хайек.

Л. Мизес охарактеризовал личностные факторы предпринимательства. Он отметил способность предпринимателя более оперативно прогнозировать изменения рынка по сравнению с другими субъектами рыночных отношений, в том числе будущие потребности покупателей, что позволяет ему своевременно формировать предложения, соответствующие покупательскому спросу.

Представители неоавстрийской школы представляли предпринимателя, обладающим инновационным мышлением, способным предвидеть рыночную ситуацию, готовым к рисковой деятельности.

Ф. Хайек (1899-1992) англ. экономист-рыночник, лауреат Нобелевской премии, рассматривая экономическую сущность, определяет предпринимательство как поиск новых экономических возможностей для достижения максимальной прибыли как особую характеристику поведения, но не вид деятельности.

Четвёртое  направление развития теории предпринимательства принадлежит  учёным – экономистам наших дней П. Друкеру, Б. Карлофу, Б. Санто. Они рассматривают предпринимательство с позиций менеджмента предпринимательского типа, идентифицируют современного предпринимателя в менеджере – инноваторе.

Существенный вклад внёс в развитие теории предпринимательства американский учёный Петер Друкер. Он утверждал:

·  Не всякий бизнес является предпринимательским, а лишь тот, который создаёт новый рынок, формирует новых покупателей. Предпринимательские фирмы создают что-то новое, отличное от уже имеющегося, преобразуют ценностные установки.

·  Друкер особое место отводит знаниям. Он считает, что базой предпринимательства являются современные знания, а знания, в свою очередь, являются средством для достижения цели, и поэтому, предпринимательству можно и нужно учить. Предприятия разоряются потому, что предприниматели некомпетентны в той сфере бизнеса, в которой функционируют их предприятия.

·  Особым инструментом предпринимателей являются нововведения как благоприятная возможность осуществления новой предпринимательской идеи. Более того, именно новые идеи и представляют смысловую основу термина «предприниматель».

П. Друкер ввёл новые понятия и термины:

1.  предпринимательская экономика;

2.  предпринимательское управление;

3.  предпринимательское общество.

В качестве глобальной задачи П. Друкер выдвинул идею формирования предпринимательского общества, в котором современное предпринимательство в научном его понимании было бы устойчивым явлением.