Субъекты предпринимательской активности и их взаимодействие, Роль государства как субъекта предпринимательского процесса, страница 3

Государственная поддержка может быть прямой и косвенной.

Методы прямого воздействия на предпринимательскую деятельность включают:

·  налоговые льготы;

·  выделение бюджетных средств для финансирования перспективных инвестиционных и инновационных проектов;

·  предоставление государственного имущества в аренду на льготных условиях.

Методы косвенного воздействия на ПД МП могут осуществляться опосредованно, через стимулирование банков, страховых компаний, общественных организаций, а также задействование элементов инфраструктуры предпринимательской деятельности (бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых, консалтинговых, аудиторских фирм).

Рекомендуемая литература:

1.  Акимов О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. – М.: Финансы и статистика, 2004. -194 с.

2.  Пелих А. С., Чумаков А.А., и др. Организация предпринимательской деятельности: Уч. пособие/под ред. Пелиха. Ростов – н/Дону: издательский центр «МарТ», 2002. – 336 с.

Вопрос 2. Сущность предпринимательства. Предпринимательское пространство и его составляющие. Этапы развития теории предпринимательства.

В русском языке предпринимательство произошло от слова предпринимать. Согласно словарю Даля предпринимать – значит затевать, решиться исполнить какое - либо дело.

Предпринимательство – многогранное явление, затрагивающее все сферы жизни общества.

Именно предпринимательство является конкретной формой воплощения общественных отношений, основой развития экономической системы, способствует повышению материального и духовного богатства цивилизованного общества, создаёт возможности для реализации способностей и талантов каждого из его членов. Специфическое свойство предпринимательства – ускорять экономические процессы.

Современное предпринимательство – это стратегический ресурс социально-экономического развития современных форм рыночного хозяйствования в развитых странах и в мировой экономике в целом.

В экономической литературе проанализированы основные направления формирования и развития теории предпринимательства.

Выделяют обычно 4-5 основных направлений, или этапов развития предпринимательства.

Первый этап. В17 в. понятие «предприниматель» впервые использовал представитель школы меркантилизма А. Монкретьен (1576 – 1621) для обозначения лица, заключающего контракт с монархом с целью реализации различных работ.

Фундаментальные положения о предпринимательстве заложили учения классиков экономической мысли 18 - 19 в.

Первую целостную концепцию предпринимательства предложил французский экономист Р. Кантильон (1680 – 1734), затем И Тюнен, Ф. Найт и др. Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» впервые употребил английский экономист конца 17 – начала 18 века Ричард Кантильон. Им же разработана одна из первых концепций о предпринимательстве. По его мнению, стоимость экономических благ определяют земля и труд, которые в действительности, по мнению Р. Кантильона, и являются источниками богатства.

Р. Кантильон считал предпринимательской такую экономическую деятельность, которая в условиях постоянного риска приводит в соответствие предложение и спрос.

Тюнен и Ф. Найт обосновали теорию о рисковом характере предпринимательской деятельности. Они характеризуют предпринимателя как человека, обладающего способностью рисковать, как «изобретателя и исследователя в своей сфере деятельности, а потому и претендента на непредсказуемый доход».

Ф. Найт развил теорию Тюнена о различии между риском и неопределённостью.

Второй этап развития теории предпринимательства, связан с учениями Ж. Сея и А. Маршалла, А. Смита и Жана Бодо.

Ж. Сэй исследовал предпринимательство в рыночном пространстве макроэкономики. Он определял предпринимательство как рациональную комбинацию факторов производства (труда, капитала и земли), конечным результатом которой является получение предпринимательского дохода в определённой точке рыночного пространства.  Он считал, что предпринимательский доход – это вознаграждение за творческий, рискованный труд предпринимателя.

Согласно концепции Сэя, предприниматель стоит в центре классического распределения богатств общества.