Планирование инвестиций. Сущность, значение и виды инвестиций. Разработка бизнес-плана, страница 3

0. Резюме – краткое изложение идей бизнес-плана, необходимых ресурсов и конечных результатов. Требования: структура резюме должна соответствовать структуре самого бизнес-плана. Объем не должен превышать 4-х страниц. Язык изложения – краткий, доступный. В резюме следует особо выделить моменты, подчеркивающие инвестиционную привлекательность проекта, его надежность, своевременность и технологическую новизну. Составляется резюме после составления основных разделов бизнес-плана.

1. Описание проекта. Здесь указываются цель инвестиционного проекта, его основные технико-экономические параметры, временная ориентация, график осуществления, основные мероприятия по реализации проекта, описывается предыстория развития предприятия.

2. Описание продукта. Приводится информация о продукции, показывается новизна решения технологических, рецептурных, потребительских и других проблем. Необходимо сравнить продукт с продукцией конкурентов, показать преимущества для потребителей. В приложениях к этому разделу следует привести официальные документы, подтверждающие качество товара.

3. План маркетинга. Основная цель плана маркетинга - обосновать возможные объемы реализации продукции. Подробно обосновывать детали системы сбыта здесь необязательно, но следует отметить принципиальные подходы к реализации маркетинговой стратегии. Иногда из этого раздела в качестве относительно самостоятельных выносятся анализ отраслевого рынка и анализ конкурентов.

4. Научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы. С учетом внешних и внутренних факторов описываются оптимальные рамки проекта, основные виды исследований и разработок, определяется технология производства и количество необходимого оборудования.

5. Производственный план частично включает положения предыдущих разделов. Его основная цель – доказать, что производственно-экономический потенциал предприятия способен обеспечить своевременное и качественное выполнение производственной программы. Исходя из технологии и применяемого оборудования, обосновываются вопросы материально-технического обеспечения с учетом альтернативной поставки, потребность в оборотных средствах и рабочей силе, стоимость их использования.

6. Организационный план управления предприятием. Здесь обосновываются организационно-правовая форма для новых или реорганизуемых предприятий, система управления предприятием. Необходимо привести принципиальную схему принятия управленческих решений. Система управления должна быть оптимальной как по затратам, так и по степени эффективности.

7. Реализация проекта. Стадия реализации проекта охватывает период от принятия инвестиционного решения до начала промышленного производства. Она включает проведение переговоров, заключение контрактов, разработку документации проектов, строительство объектов, пуск производства. Главной целью является определение финансовых последствий стадии реализации с целью обеспечения ее достаточными средствами. Особое внимание уделяется способу финансирования, так как большинство инвестиционных проектов финансируется только при условии обязательного собственного участия.

8. Финансовый план отражает достоверные итоги реализации проекта. Здесь следует четко определить как инвестиционные, так и производственные издержки, поскольку прибыльность проектов в конечном счете зависит от размеров и структуры этих издержек и от графика их осуществления. Финансовый план – один из важнейших разделов бизнес-плана. Включает следующие подразделы:

1) План по прибыли;

2) Движение денежных потоков;

3) Анализ безубыточности, рентабельности и динамичности;

4) Финансовый анализ отдельных видов продукции;

5) Чувствительность проекта к внешним и внутренним изменениям, риски и меры их снижения

6) Оценка рисков

Финансовая оценка проекта осуществляется по таким специальным показателям, как чистый дисконтируемый доход, внутренняя норма рентабельности и т.д. Особое внимание в финансовом плане необходимо обратить на показатели объема продаж и предполагаемую себестоимость продукции. Желательно отразить возможную многовариантность поставок ресурсов и каналов сбыта.

9. Юридические аспекты. Изложены права и обязанности участников реализации проекта.

10. Приложения. К этому разделу не предъявляется особых требований, в том числе и по объему. Главное – они должны подтверждать реальность положений соответствующих разделов бизнес-плана.