Местное самоуправление: понятие, принципы, функции. Основные признаки местного самоуправления в РФ

Страницы работы

Фрагмент текста работы

содержащееся в Хартии: местное самоуправление – это право и реальная способность органов МС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Приведенные определения близки, но не идентичны.

1. В варианте, предложенном в Федеральном законе 2003г. местное самоуправление – это деятельность населения, осуществляемая непосредственно, а затем уже муниципальных органов. Европейская Хартия и Федеральный закон 1998г. – делают акцент на органы местного самоуправления, хотя и не отрицают различных форм прямой демократии. Нужно согласиться с тем, что изложенное в Хартии понимание местного самоуправления более соответствует реальности.

2. По определению, содержащемуся в Европейской Хартии и Федеральном законе 1998г) – муниципальные органы регламентируют значительную часть публичных дел, имеющих как местное значение, так и государственное значение. Тем самым, решается задача сближения государства и местного самоуправления.

Формулировка Федерального закона 2003г. оставляет впечатление законодательного разделения   местных и государственных вопросов, противопоставления государственного и муниципального начала.

Местное самоуправление, по сути своей, составляет одну из основ демократического строя. Не случайно «Принцип местного самоуправления, как гласит ст. 2 Европейской Хартии местного самоуправления, - должен быть признан во внутреннем законодательстве, и, там, где это практически целесообразно, в конституции государств».

Конституция РФ, определяющая Россию как демократическое государство, не только провозглашает местное самоуправление одной из основ конституционного строя, признавая его основополагающим принципом организации и осуществления власти в обществе и государстве, но и гарантирует его. (ст. 3, 12, 130-133 Конституции РФ).

         Основные признаки местного самоуправления в РФ

Являясь формой осуществления публичной власти, МС характеризуется следующими признаками:

а) наличием властных полномочий;

б) правом издания нормативных актов и обязательностью их исполнения;

в) применением санкций за неисполнение нормативных актов;

г) наличием аппарата, реализующего муниципальную власть;

д) универсальным характером  МС;

е) наличием бюджетных, налоговых функций.

В этом проявляется сходство МС и государства.

Вместе с тем, МС присущи и специфические черты. Они проявляются:

1)  в характере власти. Государственная власть – суверенная, Власть МС – подзаконная.

2)  в разграничении сфер компетенции центральной власти и власти МС;

3)  в относительной самостоятельности источников финансирования МС;

4)  в наличии собственных выборных органов МС.

Перечисленные признаки власти МС - универсальны. (Они  присущи для всех систем МС всех государств).

Особенностями МС по российскому законодательству:

1)   самостоятельное определение населением структуры муниципальных органов (ч. 1 ст. 131 Конституции);

2) невключение органов МС в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).

2.Принципы организации и деятельности

местного самоуправления

Принципы местного самоуправления – можно определить как обусловленные природой местного самоуправления  основополагающие начала, идеи организации и деятельности населения, а также формируемых  им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Эти принципы:

1) предопределяют единство основ построения и функционирования муниципальной власти в РФ;

2) помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;

3)выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления;

4) способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления;

5) выступают в качестве своеобразной системы федеральных и международных гарантий местного самоуправления.

Общие принципы местного самоуправления  закреплены в Европейской хартии  местного самоуправления, Конституции РФ 1993г., в ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  

Законодательство России не содержит конкретного перечня общих принципов организации МС. (По сути, все положения Закона 2003г. и представляют собой эти принципы). Однако, с учетом целей учебного процесса, таковую классификацию можно предложить.

Основой для классификации общих принципов местного самоуправления  может рассматриваться Преамбула ФЗ 2003г. В ней устанавливаются следующие четыре группы общих принципов организации местного самоуправления:

а) правовые; б) территориальные;

в) организационные;

г) экономические

Группу правовых принципов образуют следующие принципы

Похожие материалы

Информация о работе