содержащееся в Хартии: местное самоуправление – это право и реальная способность органов МС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
Приведенные определения близки, но не идентичны.
1. В варианте, предложенном в Федеральном законе 2003г. местное самоуправление – это деятельность населения, осуществляемая непосредственно, а затем уже муниципальных органов. Европейская Хартия и Федеральный закон 1998г. – делают акцент на органы местного самоуправления, хотя и не отрицают различных форм прямой демократии. Нужно согласиться с тем, что изложенное в Хартии понимание местного самоуправления более соответствует реальности.
2. По определению, содержащемуся в Европейской Хартии и Федеральном законе 1998г) – муниципальные органы регламентируют значительную часть публичных дел, имеющих как местное значение, так и государственное значение. Тем самым, решается задача сближения государства и местного самоуправления.
Формулировка Федерального закона 2003г. оставляет впечатление законодательного разделения местных и государственных вопросов, противопоставления государственного и муниципального начала.
Местное самоуправление, по сути своей, составляет одну из основ демократического строя. Не случайно «Принцип местного самоуправления, как гласит ст. 2 Европейской Хартии местного самоуправления, - должен быть признан во внутреннем законодательстве, и, там, где это практически целесообразно, в конституции государств».
Конституция РФ, определяющая Россию как демократическое государство, не только провозглашает местное самоуправление одной из основ конституционного строя, признавая его основополагающим принципом организации и осуществления власти в обществе и государстве, но и гарантирует его. (ст. 3, 12, 130-133 Конституции РФ).
Основные признаки местного самоуправления в РФ
Являясь формой осуществления публичной власти, МС характеризуется следующими признаками:
а) наличием властных полномочий;
б) правом издания нормативных актов и обязательностью их исполнения;
в) применением санкций за неисполнение нормативных актов;
г) наличием аппарата, реализующего муниципальную власть;
д) универсальным характером МС;
е) наличием бюджетных, налоговых функций.
В этом проявляется сходство МС и государства.
Вместе с тем, МС присущи и специфические черты. Они проявляются:
1) в характере власти. Государственная власть – суверенная, Власть МС – подзаконная.
2) в разграничении сфер компетенции центральной власти и власти МС;
3) в относительной самостоятельности источников финансирования МС;
4) в наличии собственных выборных органов МС.
Перечисленные признаки власти МС - универсальны. (Они присущи для всех систем МС всех государств).
Особенностями МС по российскому законодательству:
1) самостоятельное определение населением структуры муниципальных органов (ч. 1 ст. 131 Конституции);
2) невключение органов МС в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции).
2.Принципы организации и деятельности
местного самоуправления
Принципы местного самоуправления – можно определить как обусловленные природой местного самоуправления основополагающие начала, идеи организации и деятельности населения, а также формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.
Эти принципы:
1) предопределяют единство основ построения и функционирования муниципальной власти в РФ;
2) помогают уяснить сущность местного самоуправления, его отличительные черты и признаки;
3)выступают в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления;
4) способствуют сохранению преемственности в развитии институтов местного самоуправления;
5) выступают в качестве своеобразной системы федеральных и международных гарантий местного самоуправления.
Общие принципы местного самоуправления закреплены в Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ 1993г., в ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законодательство России не содержит конкретного перечня общих принципов организации МС. (По сути, все положения Закона 2003г. и представляют собой эти принципы). Однако, с учетом целей учебного процесса, таковую классификацию можно предложить.
Основой для классификации общих принципов местного самоуправления может рассматриваться Преамбула ФЗ 2003г. В ней устанавливаются следующие четыре группы общих принципов организации местного самоуправления:
а) правовые; б) территориальные;
в) организационные;
г) экономические
Группу правовых принципов образуют следующие принципы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.