Социальная информатика: учебно-методическое пособие для студентов. Дисциплина и ее основные разделы

Страницы работы

42 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Критерии вступления общества в постиндустриальный, информационный периоды развития. Информатизация общества. Технократический и гуманитарный подходы к информатизации. Социальная информатика: предмет исследований, методологическая роль. Синтаксический, семантический и прагматический подходы к информационному обмену. Материя, вещество, энергия, информация, знания - связь понятий. Формализация и классификация знаний. Искусственный интеллект в предметном поле социальной информатики. Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды. Исторические фазы развития информационного обмена в обществе. Информационный кризис в обществе: предпосылки, содержание, последствия, подходы к разрешению. Информационный ресурс общества. Автоматизированные информационные ресурсы РФ. Социальные предпосылки, условия и последствия информатизации. Таблица К. Хессига. Условия и альтернативные варианты развития информатизации в России. Информационный потенциал общества. Социальные структуры и институты, активизирующие информационный ресурс общества. Адаптация в информационной среде лиц с ограниченными физическими возможностями. Компьютеромания и компьютерофобия как социальные явления. Информационная безопасность личности, общества, государства. Информационный образ жизни. Изменения социальной структуры в ходе информатизации общества. Основные стимулы и специфика трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе. Проблема «общества потребления».

Дисциплина «Социальная информатика» носит интегративный характер и направлена формирование комплекса знаний и умений, повышающих адаптационный потенциал будущего специалиста в условиях информатизации современного социокультурного пространства, уровень информационной культуры студента.

Цель курса заключается в формировании общих мировоззренческих представлений о тенденциях развития общества под влиянием процесса информатизации, а также углубление знаний и умений по созданию и использованию информационных ресурсов и технологий.

Задачи курса направлены на то, чтобы сформировать у студента в результате успешного освоения дисциплины:

¾  общее представление о парадигме информационного общества, актуальных тенденциях и проблемах его развития на современного этапе;

¾  знание теоретико-методологических основ информатизации общества;

¾  умение правильно искать, обрабатывать информацию, создавать и использовать информационный ресурс;

¾  стремление к развитию личной информационной культуры.

Изучение дисциплины «Социальная информатика» предусмотрено внутренним образовательным стандартом высшего профессионального образования Российского государственного социального университета.


II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИе ПЛАНы

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (очная форма обучения)

Номер темы

Название темы

Объем в часах

Форма контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лаборат. работы, практикумы, тренинги

Самост. работа студентов

Всего

1

Социальная информатика: содержание дисциплины

2

2

-

-

4

2

Информационное общество: история, состояние, перспективы

2

2

-

4

8

3

Информатизация общества

2

2

-

4

8

4

Предметное поле социальной информатики

2

2

-

4

8

5

Информационный потенциал общества

2

2

-

4

8

6

Человек в информационном пространстве

2

2

-

4

8

7

Политика информатизации: основные направления

2

-

-

6

8

ВСЕГО:

14

12

-

26

52

Зач

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка к семинарским занятиям

6

Подготовка к зачету

12

Выполнение практических занятий по теме семинарского занятия, подготовка рефератов, подготовка к контрольным точкам.

8

Общее количество часов для самостоятельной работы студентов

26


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА (заочная форма обучения)

Номер темы

Название темы

Объем в часах

Форма контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лаборат. работы, практикумы, тренинги

Самост. работа студентов

Всего

1

Социальная информатика: содержание дисциплины

2

-

-

2

4

2

Информационное общество: история, состояние, перспективы

2

-

-

6

8

3

Информатизация общества

-

-

-

8

8

4

Предметное поле социальной информатики

2

-

-

6

8

5

Информационный потенциал общества

-

-

-

8

8

6

Человек в информационном пространстве

-

-

-

8

8

7

Политика информатизации: основные направления

-

-

-

8

8

ВСЕГО:

6

-

-

46

52

Зач


ПСИХОЛОГИЯ (очная форма обучения)

Номер темы

Название темы

Объем в часах

Форма контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лаборат. работы, практикумы, тренинги

Самост. работа студентов

Всего

1

Социальная информатика: содержание дисциплины

2

2

-

2

6

2

Информационное общество: история, состояние, перспективы

4

2

-

4

8

3

Информатизация общества

2

2

-

4

8

4

Предметное поле социальной информатики

2

4

-

4

8

5

Информационный потенциал общества

2

2

-

4

8

6

Человек в информационном пространстве

2

2

-

4

8

7

Политика информатизации: основные направления

2

2

-

4

8

ВСЕГО:

16

16

-

28

60

Зач

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка к семинарским занятиям

8

Подготовка к зачету

12

Выполнение практических занятий по теме семинарского занятия, подготовка рефератов, подготовка к контрольным точкам.

8

Общее количество часов для самостоятельной работы студентов

28


ПСИХОЛОГИЯ (заочная форма обучения)

Номер темы

Название темы

Объем в часах

Форма контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лаборат. работы, практикумы, тренинги

Самост. работа студентов

Всего

1

Социальная информатика: содержание дисциплины

2

-

-

4

6

2

Информационное общество: история, состояние, перспективы

2

-

-

6

8

3

Информатизация общества

2

-

-

8

8

4

Предметное поле социальной информатики

2

-

-

6

8

5

Информационный потенциал общества

-

-

-

6

8

6

Человек в информационном пространстве

-

-

-

8

8

7

Политика информатизации: основные направления

-

-

-

8

8

ВСЕГО:

8

-

-

52

60

Зач


ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (очная форма обучения)

Номер темы

Название темы

Объем в часах

Форма контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лаборат. работы, практикумы, тренинги

Самост. работа студентов

Всего

1

Социальная информатика: содержание дисциплины

2

2

-

2

6

2

Информационное общество: история, состояние, перспективы

4

2

-

2

8

3

Информатизация общества

2

2

-

6

8

4

Предметное поле социальной информатики

2

2

-

4

8

5

Информационный потенциал общества

2

-

-

6

8

6

Человек в информационном пространстве

2

-

-

6

8

7

Политика информатизации: основные направления

2

-

-

6

8

ВСЕГО:

16

8

-

28

60

Зач

Самостоятельная работа студентов:

Подготовка к семинарским занятиям

8

Подготовка к зачету

12

Выполнение практических занятий по теме семинарского занятия, подготовка рефератов, подготовка к контрольным точкам.

8

Общее количество часов для самостоятельной работы студентов

28


ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (заочная форма обучения)

Номер темы

Название темы

Объем в часах

Форма контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лаборат. работы, практикумы, тренинги

Самост. работа студентов

Всего

1

Социальная информатика: содержание дисциплины

2

-

-

4

6

2

Информационное общество: история, состояние, перспективы

2

-

-

5

6

3

Информатизация общества

-

-

-

6

6

4

Предметное поле социальной информатики

-

-

-

5

6

5

Информационный потенциал общества

-

-

-

6

6

6

Человек в информационном пространстве

-

-

-

6

6

7

Политика информатизации: основные направления

-

-

-

2

2

ВСЕГО:

4

-

-

36

40

Зач


III. Содержание теоретического курса

Тема 1

Социальная

информатика:

содержание

дисциплины

Социальная информатика как наука. Сущность социальной информатики. Объект, предмет, методологические подходы, задачи. Базовые категории предметного поля социальной информатики. Проблемные области. Функции. Структура социальной информатики как научного знания. Междисциплинарная матрица социальной информатики. Социальная информатика как учебная дисциплина.

Тема 2

Информационное общество:

история,

состояние,

перспективы

Этапы становления теории информационного общества. Концепции постиндустриального, информационного и глобального информационного общества. Общая характеристика теоретико-методологических концепций информационного общества. Критерии перехода общества к информационному развитию. Перспективы развития информационного общества.

Тема 3

Информатизация общества

Понятие информатизации. Информатизация как процесс и как система. Этапы и цели информатизации общества. Предпосылки, теоретико-методологические подходы и пути информатизации общества.

Тема 4

Предметное поле социальной

информатики

Характеристика концепций информации. Информация, знания, данные. Информационные ресурс общества. Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды. Информационный обмен: понятие, виды, фазы. Искусственный интеллект.

Тема 5

Информационный потенциал общества

Информационный потенциал общества. Социальные структуры и институты, активизирующие информационный ресурс общества. Социальные предпосылки, условия и последствия информатизации. Таблица К. Хессига. Изменения социальной структуры в ходе информатизации общества. Основные стимулы трудовой деятельности в информационном обществе. Специфика трудовой деятельности в информатизируемом мире. Проблема «общества потребления». Информационный кризис в обществе: предпосылки, содержание, подходы к разрешению.

Тема 6

Человек в

информационном

пространстве

Понятие и структура информационного пространства. Социальные проблемы человека в информационном пространстве. Адаптация в информационной среде лиц с ограниченными физическими возможностями. Социально-психологические проблемы информатизации. Компьютерофобия, компьютеромания, информомания как социальные патологии. Информационная безопасность личности, общества, государства. Информационный образ жизни. Информационная культура личности.

Тема 7

Политика

информатизации:

основные

направления

Информационное право. Система законодательства в сфере информатизации. Характеристика отдельных нормативных правовых актов в сфере информатизации.


iv. краткий теоретический курс:

опорный конспект, таблицы и схемы

1. Социальная информатика: содержание дисциплины

1.1. Социальная информатика как наука

Сущность социальной информатики заключается в анализе взаимодействия процессов производства, переработки, хранения и распространения всех видов информации и механизмов функционирования общества в единстве его экономической, политической, социальной, культурной подсистем.

Функции социальной информатики:

*  теоретико-методологическая;

*  фундаментально-мировоззренческая;

*  прикладная.

Структура социальной информатики как научного знания:

¾  - теоретико-методологический блок;

¾  - блок отраслевых специальных теорий;

¾  - эмпирический блок.

 

Междисциплинарная матрица

(структура)

социальной

информатики

 

!

Социальная информатика – это наука междисциплинарного характера, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме и его информатизацией

1.2. Социальная информатика как учебная дисциплина

В соответствии с представлениями А.Д. Урсула, К.К. Колина, А.И. Ракитова и др. ученых к фундаментальным основам информатики отнесены: «Теоретическая информатика», «Средства информатизации», «Информационные технологии» и «Социальная информатика». В этом контексте социальная информатика выполняет смыслообразующую роль.

Таким образом, социальная информатика как учебная дисциплина имеет

Похожие материалы

Информация о работе