Для ориентации искусственных спутников Земли (ИСЗ),
находящихся на стационарных орбитах и имеющих массу более 2000 кг,
используются инерционные маховики, установленные в двухстепенном карданном
подвесе [4]. Эта же система используется и для стабилизации. Для вращения
маховика применяется электродвигатель. Ось собственного вращения маховика
параллельна вектору орбитальной угловой скорости и формирует ось тангажа ИСЗ.
Ось вращения внутренней рамы подвеса параллельна вектору линейной скорости, а
ось вращения внешней рамы направлена по местной вертикали. Такое расположение
системы на борту КА является наилучшим с точки зрения качества управления.
Маховик в режиме ориентации вращается с некоторой скоростью, величина которой
может регулироваться в заранее заданных пределах. Управляющий момент по оси
тангажа создается в случае малых отклонений ИСЗ по керну и рысканию (рис. 2).
Управление положением ИСЗ по осям крена и рыскания определяется постоянным кинетическим моментом маховика и обеспечивается управляющими моментами, прикладываемыми к рамам карданного подвеса.
Система с гиромаховиком позволяет управлять ориентацией ИСЗ относительно всех трех осей. Поскольку существует взаимосвязь движений ИСЗ по крену и рысканию, то для ориентации можно использовать лишь один датчик горизонта Земли, информация с которого подается лишь к каналам тангажа и рыскания.
Взаимосвязь вращающегося маховика и КА, совершающего вращение относительно центра масс, описывается уравнением:
где M– кинетический момент;
JКА – момент инерции КА;
JКА – момент инерции маховика;
- угловое ускорение КА;
- угловая скорость маховика относительно КА.
Угол отклонения КА зависит от времени и описывается уравнением
причем где φ – угол отклонения КА; t– текущее время.
Особенно эффективны инерционные маховики при воздействии знакопеременных возмущений (рис. 3).
Когда
на КА воздействуют постоянные возмущения, то угловая скорость инерционных
маховиков приближается к максимальной, управление такой системой становится
затруднительным. Для снятия возмущения необходимо включать управляющий ракетный
двигатель.
Характеристики систем с инерционным маховиком. К настоящему времени разработано большое число разнообразных систем, реализующих способ ориентации с применением инерционного маховика, установленного в карданном подвесе. Рассмотрим один из них.
Законы управления инерционным маховиком, шаговыми двигателями, газовыми реактивными двигателями системы разгрузки реализуются на цифровых элементах, конструктивно объединенных в единый блок электроники массой около 4 кг и имеющем габаритные размеры 0,16х0,20х0,13 м, средняя потребляемая мощность составляет 12 Вт.
Основным
возмущающим моментом для стационарного ИСЗ является момент от солнечного
давления.
Амплитуда ошибки ориентации по рысканию в случае отсутствия компенсации в законе управления внешнего возмущения составляет 0,940. При компенсации постоянной и периодической составляющих возмущения ошибка может быть уменьшена до 0,50.
Система стабилизации и ориентации ИСЗ с двумя инерционными маховиками. Для управления ориентацией сквозного стационарного ИСЗ можно использовать блок из двух инерционных маховиков, оси вращения которых жестко закреплены по отношению к корпусу ИСЗ (рис.4). Направление связанных с корпусом осей координат выбрано обычным
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.