Электрореактивный двигатель и движительная установка на его основе, как объекты испытаний, страница 6

При испытаниях ЭРДУ важное место уделяется:

Ø автоматизации испытаний на основе применения ЭВM,

Ø широкому использованию различных диагностических методов исследования рабочего процесса;

Ø применению стендов, имитирующих воздействие условий космического полета;

Ø методам физического и математического (аналогового, цифрового, комбинированного) моделирования;

Ø методам статистической обработки и анализа результатов;

Ø методам прогнозирования технического состояния и надежности и т. п.

Обработка результатов, при испытаниях, должна проводиться быстро, т е. в темпе эксперимента.

При испытаниях космической техники, как правило, имеется сравнительно небольшое количество объектов испытаний, поэтому традиционные вероятностно-статистические методы не только малоэффективны, но и часто вообще не пригодны. В этом случае должны использоваться методы обработки и анализа ограниченного объема статистической информации (методы малых выборок).

Важным и сложным вопросом является вопрос подтверждения высокого уровня надежности единичных, порой уникальных образцов ЭРДУ. Поэтому применяют методы ускоренных испытаний, индивидуальной оценки и прогнозирования надежности по информативным параметрам.

Номенклатура, объем, содержание и последовательность проведения и обработки результатов испытаний отличаются большим разнообразием, сложностью и трудоемкость.

На этапе разработки и создания ЭРДУ проводится большое число исследовательских, доводочных, конструкторских, контрольных и сдаточных испытаний на различных структурных уровнях. При испытании элементов и узлов число испытуемых объектов может быть довольно большим, но сами объекты иногда неоднократно претерпевают изменения, обусловленные конструкторской доработкой. На этом этапе еще нет установившихся конструкций и главное внимание уделяется:

Ø во-первых, исследованию и отработке рабочего процесса,

Ø во-вторых, конструктивному совершенствованию объектов испытаний с целью получения требуемых показателей и характеристик.

Важнейшим принципом испытаний является их целесообразность с точки зрения решаемых задач и накопления информации. Поэтому все проводимые испытания наряду с исследованием функционирования должны позволять оценивать показатели надежности.

По мере перехода к более высоким структурным уровням: агрегатам, подсистемам и системам — все большее значение приобретают испытания, в ходе которых выявляется взаимное влияние элементов, узлов, агрегатов и подсистем. Поэтому на этом этапе большое внимание уделяется контрольным испытаниям и методам математического моделирования с целью прогнозирования характеристик ЭРДУ в условиях длительной эксплуатации при наличии действия случайных факторов (внутренних или внешних).

Программа испытаний ЭРДУ разрабатывается на этапе эскизного проектирования и затем детализируется во время технического проектирования. Для обоснования целесообразности принятых решений используется априорная информация, включая результаты испытания прототипов.

Программа испытаний включается в сетевой график разработки и создания ЭРДУ. При этом необходимо предусмотреть возможность корректировки программы испытаний во время ее реализации.

Важным моментом разработки программы испытаний является ее подчинение задачам подтверждения и количественной оценки показателей и характеристик, которые сформулированы в техническом задании. Разработка программы испытаний ЭРДУ начинается с верхнего иерархического уровня, а затем детализируется до программ испытаний элементов.

В современных условиях при наличии широкой специализации и кооперирования отдельные узлы, агрегаты, подсистемы, входящие в ЭРДУ, разрабатываются и создаются различными организациями. Поэтому необходимо скоординировать все испытания в соответствии с общей программой испытаний.

Важным направлением в деле ускорения создания высокоэффективных ЭРДУ является унификация и использование конструктивных модульных схем.