Организация профессиональной переподготовки менеджеров по персоналу, страница 2

Работодатели рассматривают профессиональную переподготовку менеджеров по персоналу как форму профессионального отбора (тестирование, рекомендации) при назначении на руководящую должность в кадровые службы, или как составляющую общеуправленческой подготовки менеджеров высшего уровня, или как форму регулярного повышения квалификации по занимаемой должности и систематического самообразования.

Образовательная программа «Кадровый менеджмент» рассчитана на 500 аудиторных часов, в том числе 250 лекционных и 250 практических.

Содержание учебного процесса по данной программе состоит из разделов и тем, имеющих целью формировать и развивать у слушателей представления о значении, содержании и методах управления в практике деятельности кадровых служб, профессиональные навыки управленческой деятельности в коллективе.

Открытость и индивидуализация образовательного процесса являются важнейшими аспектами реализуемой нами концепции профессиональной переподготовки менеджеров по персоналу. При этом нами выделен ряд подходов, которые обеспечивают индивидуализацию и, на наш взгляд, раскрывают ее сущностные принципы:

- педагогический подход, основанный на постановке в центр внимания содержания образования и выражающийся в принятии целей и путей их достижения совместно обеими сторонами – преподавателями и слушателями;

- практико–ориентированный подход предполагает проведение семинаров, конференций, деловых игр и различных форм практических занятий с ориентацией на функционально-должностные обязанности менеджера по персоналу;

- дифференцированный подход основан на индивидуализации и дифференциации учебного процесса с учетом профессиональных навыков, возрастных категорий, социальных ролей и психофизических типов личности. Также этот подход предполагает максимальную реализацию возможностей (самоактуализации) каждого слушателя, его профессиональное становление и развитие;

- информационно-технологический подход построен на доступности и качественности восприятия инновационных технологий, информационного поля новыми средствами, приемами, методами, обучения;

- гуманистический подход строится на нравственно-этическом, человеческом отношении к слушателям педагов, исключая формы обучения принудительного характера;

- личностно ориентированный подход – в центре образовательного процесса стоит личность (слушатель), обеспечение его комфорта, бесконфликтных и безопасных условий для развития слушателя как личности.

Организация учебного процесса осуществляется по четырехкомпонентной схеме, которая дает возможность четко построить процесс обучения в педагогически-логичном разрезе, где первым основополагающим этапом является освоение знаний в области кадрового менедж, на втором- усвоенные знания используются в дальнейшей практике. Для самоконтроля и анализа на третьем этапе мы используем тренинговые технологии, и завершающим итоговым мероприятием является защита исследовательской аттестационной работы.

В течение всего учебного процесса используются различные образовательные технологии:

1. Групповая технология – эта технология обеспечивает активность учебного процесса, происходит взаимное обогащение слушателей в группе, возможность организации совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательного процесса.

2. Компьютерная технология. Распространенное применение компьютеров во всех сферах профессиональной деятельности человека, в том числе в сфере управления персоналом, предполагает освоение компьютерных технологий. Данная технология формирует умение работать с информацией, обеспечивает эффективность и доступность образовательного материала.

3. Технология деловых игр выступает как средство стимулирования слушателей к образовательной деятельности. Ее использование дает возможность слушателям свободно проявлять свои творческие, организаторские и другие способности.

4. Гуманно-личностная технология – это технология становления, развития и воспитания слушателя путем раскрытия его личностных качеств.

Как показывает практика, организационно-педагогические условия профессиональной переподготовки менеджеров по персоналу позволяют удовлетворить потребность региона в специалистах этого профиля.

Но в связи с использованием и внедрением новых образовательных технологий, подходов, разработкой методик, форм и условий образовательной деятельности, которые быстро сменяют одна другую, необходимо быстро адаптироваться и быть мобильными к данной ситуации.

Приоритетным в организации профессиональной переподготовки менеджеров по персоналу остается улучшение технологий и наращивание кадрового потенциала. Необходимо продолжать разрабатывать новые методические рекомендации для преподавателей, где особое внимание уделяется человеку, его самообразованию, мотивации к профессиональному росту и т.д.

Таким образом, проблемы профессиональной переподготовки менеджеров проистекают из продолжающейся апробации технологий организации профессиональной переподготовки менеджеров, методов формирования их профессионального инструментария для будущей деятельности в различных сферах социальных отношений на этапе обучения профессии.

Примечания

1.      Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента. М., 2002.

2.      Федеральный закон «О дополнительном образовании» (принят Государственной Думой 12 июля 2001 года).