Z = Q – Q* (4).
Разделение всех затрат на постоянные и переменные позволяет использовать механизм управления прибылью, известный как «производственный рычаг» («операционный леверидж»). Действие этого механизма основано на том, что наличие в составе затрат суммы постоянных их видов приводит к тому, при изменении объема реализации продукции, сумма прибыли всегда изменяется более высокими темпами. Иными словами, постоянные затраты вызывают более высокое изменение суммы прибыли предприятия при любом изменении объема реализации продукции.
Соотношение темпа изменения прибыли к темпу изменения объема реализации характеризуется показателем «эффект производственного рычага» («уровень производственного левериджа») - ЭОР, который может быть рассчитан по формуле:
МД
ЭОР = ---------- (5)
PR
Выручка от реализации продукции за вычетом переменных расходов составляет маржинальный доход (МД) (сумма покрытия, вклад на покрытие) - сумма, которая остается в составе выручки, после того, как покрываются зависящие от объемов производства расходы (переменные затраты):
Из формулы (1):
МД = Q * P - V * Q = F + PR (6).
Экономический смысл ЭОР - во сколько раз быстрее изменяется прибыль по сравнению с изменением объема реализации продукции.
Предприятия с относительно более высоким значением ЭОР рассматриваются как более рискованные с позиции производственного риска.
Высокое значение ЭОР характерно для предприятий с относительно высоким уровнем постоянных расходов.
Результаты анализа оформляются в таблице 3.
Таблица 3 – Показатели операционной деятельности предприятия за ___ (период)
Показатели |
Изделие А |
Выручка, руб. |
|
Переменные затраты - всего |
|
в том числе: |
|
Маржинальная прибыль |
|
Постоянные затраты |
|
Всего затрат |
|
Прибыль (убыток) |
|
ЭОР |
|
Точка безубыточности |
|
Запас финансовой прочности |
2.6 Анализ рентабельности
Анализ рентабельности проводится по данным предприятия за последние 2-3 периода.
Показатели рентабельности - это выражаемые в процентах относительные показатели, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной в ходе текущей деятельности.
Рентабельность продаж:
Выручка от реализации
Рентабельность основной деятельности:
Рентабельность отдельных изделий:
Результаты анализа оформляются в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели рентабельности предприятия
Показатели рентабельности |
Период 1 |
Период 2 |
Рентабельность продаж, % |
||
Рентабельность основной деятельности, % |
||
Рентабельность изделий: |
||
- изделие А |
2.7 Выводы и рекомендации
По каждому из направлений анализа финансового управления на предприятии должны быть представлены вывод, на основе которых разрабатываются конкретные предложения и рекомендации.
2.8 Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1, 2.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I, II.
3. Глазкова Т.Н. Управление корпоративными финансами = Corporate Finance Management: учеб. Пособие / Т.Н. Глазкова, А.С. Книга, О.В. Чубур; Алт. гос. техн. ун-т им. И. И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008. – 113 с. (19 экземпляров и электронный вариант в библиотеке. – Режим доступа: htpp://elib.altstu.ru/elib/eum/fm/Glupkorfin.pdf)
4. Ковалев В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту. – М.: Финансы и статистика, 2007
5. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник. / Под ред. Е.С.Стояновой.- М.: Изд-во Перспектива, 2000.
6. 2. Стоянова Е.С., Штерн М.Г. Финансовый менеджмент для практиков: Краткий профессиональный курс. - М.: Изд-во "Перспектива", 1998.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.