Народный календарь и круг жизни русского крестьянина, страница 4

Согласование природных ритмов и хозяйственной деятельности человека привела к особой отмеченности начальных и завершающих моментов природных циклов, обрядовых комплексов, ритуалов, возрастных этапов и т.п. Магия начала и окончания ярко прослеживается в существовавших в народном сознании и актуализируемых в культурной деятельности «кругов» с относительно замкнутым пространством и временем. Круги эти имели разные масштабы – от годового круга до обыденного обряда, того, который справлялся в течение одного дня. При этом рамки, которыми оформлялось какое-либо действие, не только отгораживали, замыкали, но и соединяли, сопрягая его с другими явлениями, пластами календаря. Каждый день и цикл наполнены собственным содержанием и всегда подготовлены предшествующими отрезками времени и всегда были проецированы на следующие. Больше всего это касается переходных, переломных периодов - времени начал и итогов, свершений, откровений и проекций на будущее: это святки, масленица, Иван Купала, троицкий цикл и жатва.

Известно, что имя, по народным представлениям, не внешний, случайный знак лица - персональный знак человека, определяющий его место в мироздании и социуме: мифологический заместитель, двойник или неотъемлемая часть человека». Выделена вера в сакральность и судьбоносность имени, использование его как инструмент и объект магии, функционирование в качестве знака и/или символа культуры. С этим мы сталкиваемся при обращении к народному календарю с его отношением к покровителям того или иного дня, с особым прочтением этих имен или названий праздников, с типично фольклорным развертыванием наименования, актуальным для земледельца. Нередко именно имя, наименование порождают обряд; развертывание имени, прямо вводит конкретное действие, поступки, правила, оценки или реализация его прямых и переносных значений оправдывает.

Уважение имени святого может исходить из фактов жития определенного праведника или качеств, которые ему приписывает народная легенда. Иногда календарная отнесенность и определяемые ею «заботы», «обязанности» святого создают новую легенду и приводят к фиксации за святыми новых качеств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обозначенные в календаре ,обычаи и обряды, – это культурные традиции и быт народа. Работа отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носила, как правило, отстраненный характер. А сама жизнь приказывала нужность соединения крестьянских семей в соседскую общину, которая была гарантией нормального действия личного мелкого хозяйства. Постоянность общинной организации зависела от степени развитости внутри нее различных форм общения, социальных контактов и связей. В условиях разобщенности труда приобретало важное значение. В частности, одной из функций календарных праздников у крестьян являлась стабилизация общины, общинного коллективизма, корпоративных элементов крестьянства в общественном сознании.

Все традиции, обычаи и обряды крестьянских народных праздников, посвященных проводам зимы, встрече лета и весны, завершению уборки урожая и др. несли в себе огромный культурно-созидающий смысл. Праздники крестьяне встречали в своих лучших одеждах, каждый хотел показать свой особенный вкус, а богатые и знатные  - свой достаток.

Дни календарных праздников насыщали песни, пляски, игры, представляющие собой драматические сценки, театрализованные представления.

Крестьяне были уверены, что особой силой воздействия на человека обладает слово. Считалось, что просто назвав явление или предмет, человек приобретает над ним власть (например это очень хорошо видно на заговорах). Слово, объединенное с музыкой и движением, обладало еще большей силой. Таким образом мы можем сделать вывод,что народный календарь – это кладезь многовековой народной мудрости и прикладных знаний.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Культура, человек, картина мира / Ред. А.И. Арнольдов.-М.:Наука, 1999.

2.  Культура России: смысл, символы, ценности / Ред. А.Г. Моисеева.- Томск: ТГУ, 1996.

3.  Культурное наследие Древней Раси. Тотоки. Становление. Традиции.-М.: Мысль, 1996.

4.  Муравьев В.Д., Сахаров А.М. Очерки история русской культуры ХI-XII вв.-М.: Наука, 1984.

5.  Пропп В.Я. Русские аграрные праздники.-Спб.:София, 1995.

6.  Миненко Н.А. Социальные функции календарных обычаев и обрядов в деревне / Н.А. Миненко. - Новосибирск: Наука, 1997.

7.  Некрылова А.Ф. Народный календарь как явление традиционной культуры / А.Ф. Некрылова. - СПб.: Питер, 2001.

8.  Петрова Н.Г. Тайны древних календарей / Н.Г. Петрова. – М.: Издательство: «Вече». 2003.