Церковный календарь вошел в жизнь с принятием христианства и вместе с тем почитаним святых, каждому из которых посвящался какой-либо день в году. Святые оказались очень нужны аграрному календарю. Они помогли свод знаний земледельца превратить в стройную и удобную систему времяисчисления. Святцы послужили канвой, в которую легко укладывался практический опыт крестьянина и которая смогла вобрать в себя традиционные обряды и праздники. В результате получился народный календарь образца 19 — начала 20 в., демонстрирующий двоеверие (слияние) - соединение языческого и христианского начал. Народное православие возникло не как принудительное соединение двух мировоззрений, когда без особого труда вычленяются элементы языческие и христианские. В результате соединения двух получают третье со своими, только ему присущими свойствами. В свою очередь, Христианские праздники легко поддавались бытовому осмыслению, потому что большинство из них имело происхождение языческое. От христианства в народный календарь пришли святые, приуроченные к дням годового цикла, а от язычества — распределение между ними забот о погоде, здоровье людей, сельскохозяйственных и домашних работах. Весьма значимым оказалось совмещение народного, аграрного счета времени с церковным летосчислением по Пасхе, что привело к сосуществованию дат и праздников в числе, можно сказать, закрепленных за определенными днями определенного месяца, и скользящих, сроки которых зависели от времени празднования Пасхи ( например Масленицу могли справлять с конца января до начала марта (за семь недель до Пасхи), а сама Пасха — между 22 марта и 25 апреля (по старому стилю), Вознесение — весь май. Народный календарь включает в себя поразительное соседство самых тонких наблюдений, точных знаний и самых нелепых ( с современной точки зрения) суеверий, основанных на случайном сходстве явлений или на простом созвучии слов. Тут переплелись и трезвый практицизм и высокая поэзия, явь и фантазия, привычка к тяжелому труду и бесшабашная удаль, скромность, целомудрие и праздничный разгул. В народном календаре славян одушевляются не только земля, растения, водоемы, явления природы, но и сам годовой круг с составляющими его единицами времени. Имя было и у большинства недель: пестрая, всеядная, Сырная, Фомина, зеленая, сборная и т.д. Свои названия имели посты (Холодный, Голодный, Великий, Лакомка и пр.) и морозы (введенские, Никольские, крещенские, афанасьевские, власьевские и пр.). Существовала в народном календаре и своя иерархия дней, выделяются дни более и менее значимые, но почти не существуют дни безымянные, неотмеченные. Каждый день особый, со своим содержанием, смыслом и предназначением, он не сам по себе, а в цепи других, подготовлен предшествующими и готовит следующие. Кроме обычного числового обозначения внутри месяца и наименования внутри недели, некоторые дни имели и «личное» определение: Великий четверг, чистый понедельник, Красная горка, Радоница, Семик, Духов день и др., что указывало на их особое место и роль в народном календаре. Если сравнить праздники и обряды земледельческого года между собой, можно убедиться, что отдельные компоненты совпадают, повторяются некоторые действия и употребляются одни и те же ритуальные кушанья, существуют и устойчивые поэтические формулы. Использование одних и тех же элементов в разных обрядах объясняется замкнутостью годового цикла, подчинено объединяющей все действия и помыслы земледельца задачей вырастить и сохранить урожай. При всей своей стройности, законченности, где, казалось бы, учтены все потребности земледельца, календарь никогда не был застывшей и неизменной формой. Реагируя на социальные, экономические и прочие изменения в жизни крестьянина и шире — страны, эпохи, календарь продолжал быть активно изменчивым.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.