Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет
Расчет ходкости судна
Выполнил: ст. гр. 1411
Жумаханов М.
Проверил: Жинкин В. Б.
Санкт-Петербург, 2007 г.
Содержание
1.Расчет сопротивления движению судна. 3
1.1Основные характеристики судна. 3
1.2.Расчет площади смоченной поверхности судна. 3
1.3.Выбор приближенного метода для расчета сопротивления. 3
1.4.Расчет сопротивления и буксировочной мощности при движении судна на тихой воде. 4
Рис2. 6
1.7.Расчет сопротивления судна при движении в шторм на встречном не регулярном волнении. 7
1.8.Определение минимальной глубины полигона для проведения ходовых испытаний. 9
2.Расчет гребного винта. 10
2.1 Выбор геометрических характеристик и определение коэффициентов взаимодействия. 10
2.2. Расчет ГВ, обеспечивающего судну заданную скорость. Выбор двигателя. 11
2.3.Расчет ГВ, обеспечивающего судну максимально достижимую скорость. 12
2.4.Выбор энергетической установки с использованием типоразмерного ряда двигателей. 13
2.5.Расчет паспортной диаграммы судна. 15
2.6.Построение спрямленного контура лопасти. 16
3.Список литературы. 17
Танкер |
"Сухуми" |
||
L, [м] |
174,6 |
||
B, [м] |
23,4 |
||
Tс, [м] |
10 |
||
δ=V/(LBT) |
0,79 |
||
Vs, [уз] |
16,8 |
Vs, [м/с] |
8,64 |
ZB |
1 |
||
Бульб |
0 |
||
Волнение |
6 |
7 |
8 |
V, [м3] |
32277 |
||
g, [м/с2] |
9,81 |
||
ν, [м2/с] |
1,57*10-6 |
||
ρ, [кг/м3] |
1025 |
Так как рассматриваемое судно имеет , то для расчета будем использовать эмпирическую формулу В.А. Семеки для судов с полными обводами:
Для расчета сопротивления будем использовать приближенный метод, основанный на результатах испытания серии моделей одновинтовых морских транспортных судов.
(1)
Коэффициент сопротивления трения эквивалентной пластины определяется по формуле
Прандтля-Шлихтинга:
(2)
Коэффициент остаточного сопротивления находится в виде:
(3)
где , - определяются соответственно в функции от для рассматриваемого судна и от для стандартного, для которого находится из зависимостей: и ,
- корреляционный коэффициент (надбавка на шероховатость) принимается для длины судна 174,6 м, ,
- коэффициент сопротивления выступающих частей, принимаемый: при L<200м
(a) (б)
т.к Frрасч <0,22
Для ведения расчетов задаемся шестью значениями чисел Фруда: Fr = 0,179; 0,189; 0,199; 0,209; 0,219 . Расчет ведем в таблице 1..
Таблица 1
Приближенный расчет сопротивления движению судна
i |
j |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Vs' |
уз |
14,4 |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
17,6 |
|
1 |
Vs=0,515*Vs,i' |
м/с |
7,41 |
7,82 |
8,24 |
8,65 |
9,07 |
2 |
Fr=Vs/(g*L)1/2 |
0,179 |
0,189 |
0,199 |
0,209 |
0,219 |
|
3 |
Re=Vs*L/ν |
8,24*108 |
8,70*108 |
9,16*108 |
9,62*108 |
1,01*109 |
|
4 |
CR0 |
*103 |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
2,4 |
2,9 |
ψ0 |
- |
5,55 |
5,55 |
5,55 |
5,55 |
5,55 |
|
ψ=L/V1/3 |
- |
5,48 |
5,48 |
5,48 |
5,48 |
5,48 |
|
aψ0 |
- |
1,24 |
1,23 |
1,22 |
1,22 |
1,19 |
|
aψ |
- |
1,26 |
1,25 |
1,24 |
1,24 |
1,21 |
|
5 |
aψ/aψ0 |
- |
1,02 |
1,02 |
1,02 |
1,02 |
1,02 |
kB/T |
- |
0,989 |
0,988 |
0,987 |
0,986 |
0,984 |
|
aB/T |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
6 |
kB/T*aB/T |
- |
0,989 |
0,988 |
0,987 |
0,986 |
0,984 |
7 |
CR=[4]*[5]*[6] |
1,41*10-3 |
1,61*10-3 |
1,81*10-3 |
2,41*10-3 |
2,90*10-3 |
|
8 |
Cf=0,455/(lg[3])2,58 |
1,61*10-3 |
1,60*10-3 |
1,59*10-3 |
1,58*10-3 |
1,57*10-3 |
|
9 |
CA |
- |
2,00*10-4 |
2,00*10-4 |
2,00*10-4 |
2,00*10-4 |
2,00*10-4 |
10 |
CAP |
- |
1,00*10-4 |
1,00*10-4 |
1,00*10-4 |
1,00*10-4 |
1,00*10-4 |
11 |
CX=[7]+[8]+[9]+[10] |
3,32*10-3 |
3,50*10-3 |
3,69*10-3 |
4,28*10-3 |
4,77*10-3 |
|
12 |
RX=[11]*1025*[1]2/2*Ω |
Н |
5,95*105 |
7,02*105 |
8,20*105 |
1,05*106 |
1,28*106 |
13 |
Pe=[12]*[1] |
Вт |
4,41*106 |
5,49*106 |
6,75*106 |
9,07*106 |
1,16*107 |
По результатам расчетов строим зависимости CR(Fr), приведены на рис.1, а также и на рис.2.
Рис. 1.
Рис. 2.
(4)
сопротивление судна на тихой воде было рассчитано ранее
дополнительное сопротивление корпуса на волнении,кН
(5)
- зависит от формы и размеров судна
- высота волны 3% обеспеченности
кН/м2,5
КН/м2,5
(6)
(7)
дополнительное воздушное сопротивление,кН
(8) м/c
Зависимость высоты волн 3%-ной обеспеченности h и расчетной скорости ветра от силы волнения.
Степень волнения, баллы |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
h3%, [м] |
1,25 |
2 |
3,5 |
6 |
8,5 |
11 |
Vветра, [м/с] |
8 |
11 |
14 |
19 |
24 |
29 |
При 120 < L < 220 метров выбираем степень волнения 6,7,8.
Для расчетов выбираем пять значении числа Фруда: ,,…,.
Расчет ведем в таблице 2.
Таблица 2.
Расчет сопротивления движению судна в штормовых условиях.
Fr |
0,179 |
0,189 |
0,199 |
0,209 |
0,219 |
||
Vs |
м/с |
7,41 |
7,82 |
8,24 |
8,65 |
9,07 |
|
Vs |
уз |
14,4 |
15,2 |
16,0 |
16,8 |
17,6 |
|
Rтих.воды |
Н |
5,95*105 |
7,02*105 |
8,20*105 |
1,05*106 |
1,28*106 |
|
6 баллов |
α=0,252*Fr0,143*(L/h3%)1/2 |
1,06 |
1,07 |
1,08 |
1,09 |
1,09 |
|
I(α)=(α/eα)12,4 |
4,02*10-6 |
4,00*10-6 |
3,97*10-6 |
3,94*10-6 |
3,91*10-6 |
||
RAW=CS*Fr0,687*h2,5*I(α) |
Н |
3,22*105 |
3,32*105 |
3,42*105 |
3,51*105 |
3,60*105 |
|
Vвозд |
м/с |
26,4 |
26,8 |
27,2 |
27,7 |
28,1 |
|
RAA=CAA*ρ*Vвозд2/2*A=1,08*10-3*L*Vвозд2 |
Н |
1,32*105 |
1,36*105 |
1,40*105 |
1,44*105 |
1,49*105 |
|
RAW+RAA |
Н |
4,53*105 |
4,68*105 |
4,82*105 |
4,95*105 |
5,08*105 |
|
RΣшт |
Н |
1,05*106 |
1,17*106 |
1,30*106 |
1,54*106 |
1,79*106 |
|
7 баллов |
α=0,252*Fr0,143*(L/h3%)1/2 |
0,893 |
0,900 |
0,907 |
0,913 |
0,919 |
|
I(α)=(α/eα)12,4 |
3,82*10-6 |
3,85*10-6 |
3,89*10-6 |
3,92*10-6 |
3,95*10-6 |
||
RAW=CS*Fr0,687*h2,5*I(α) |
Н |
7,30*105 |
7,65*105 |
7,99*105 |
8,33*105 |
8,67*105 |
|
Vвозд |
м/с |
31,4 |
31,8 |
32,2 |
32,7 |
33,1 |
|
RAA=CAA*ρ*Vвозд2/2*A=1,08*10-3*L*Vвозд2 |
Н |
1,86*105 |
1,91*105 |
1,96*105 |
2,01*105 |
2,06*105 |
|
RAW+RAA |
Н |
9,16*105 |
9,56*105 |
9,95*105 |
1,03*106 |
1,07*106 |
|
RΣшт |
Н |
1,51*106 |
1,66*106 |
1,82*106 |
2,08*106 |
2,35*106 |
|
8 баллов |
α=0,252*Fr0,143*(L/h3%)1/2 |
0,785 |
0,791 |
0,797 |
0,803 |
0,808 |
|
I(α)=(α/eα)12,4 |
2,94*10-6 |
3,01*10-6 |
3,06*10-6 |
3,12*10-6 |
3,17*10-6 |
||
RAW=CS*Fr0,687*h2,5*I(α) |
Н |
1,07E*106 |
1,14E*106 |
1,20*106 |
1,26*106 |
1,33*106 |
|
Vвозд |
м/с |
36,4 |
36,8 |
37,2 |
37,7 |
38,1 |
|
RAA=CAA*ρ*Vвозд2/2*A=1,08*10-3*L*Vвозд2 |
Н |
2,50*105 |
2,56*105 |
2,61*105 |
2,67*105 |
2,73*105 |
|
RAW+RAA |
Н |
1,32*106 |
1,39*106 |
1,46*106 |
1,53*106 |
1,60*106 |
|
RΣшт |
Н |
1,92*106 |
2,09*106 |
2,28*106 |
2,58*106 |
2,88*106 |
По результатам расчетов строим зависимости на рис.3.
Рис 3.
Глубина полигона определяется по двум зависимостям, значение наибольшей и принимается минимальной глубиной
м
м
Принимаем большую из двух полученных величин
В итоге, для проведения испытаний необходим водоем минимальной глубины м
Судно одновинтовое, принимаем число лопастей . Максимальный диаметр винта принимаем м
В качестве расчетного берем сопротивление на 15% превышающее таковое на тихой воде. При заданной скорости =16,8 уз определяем кН и находим кН.
Коэффициент попутного потока :
Коэффициент засасывания :
Коэффициенты влияния неравномерности потока на момент и упор принимаем
Определяем минимально допустимое дисковое отношение :
-из условия обеспечения прочности:
кПа - допускаемые напряжения материала лопасти
- относительный диаметр ступицы винта
- относительная толщина сечения лопасти на радиусе
- коэфф. учитывающий условия работы винта (для транспортных судов)
=1,15*1048=1205 кН
кН – упор винта
;
-из условия отсутствия вредных последствий кавитации:
- статическое давление на оси гребного винта
кПа- атмосферное давление
- удельный вес воды
м – заглубление оси винта
ТС – осадка судна
кПа - давление насыщенных паров при t =180C
кПа
Принимаем ближайшее большее значение дискового отношения и далее используем диаграмму
Расчет ГВ будем производить с использованием коэффициента задания
Данные, закладываемые в расчет: (используем диаграмму z=4, AE/A0=0,55)
м/c – скорость в диске винта
кН – упор винта
- коэфф. влияния корпуса
- КПД передачи мощности при МО в корме
- необходимая мощность двигателя
- пропульсивный коэффициент, -коэффициент влияния корпуса
Задаемся частотой вращения гребного винта в диапазоне n=(80-140) об/мин, дальнейшие расчеты ведем в таблице 5. В строке 5 табл.5 находится исправленное значение относительной поступи J’=aJ, где a- поправочный коэфф., для винта в ДП a=1.05
Таблица 5.
n |
об/мин |
80 |
100 |
120 |
140 |
160 |
n |
1/с |
1,33 |
1,67 |
2,00 |
2,33 |
2,67 |
KNT |
VA/n1/2*(ρ/T)1/4 |
0,876 |
0,784 |
0,716 |
0,662 |
0,620 |
J |
f(KNT) с графика |
0,550 |
0,490 |
0,450 |
0,430 |
0,390 |
J' |
1,05*J |
0,578 |
0,515 |
0,473 |
0,452 |
0,410 |
D |
VA/(n*J') |
8,12 |
7,29 |
6,62 |
5,94 |
5,73 |
KT |
T/(ρ*n2*D4) |
0,189 |
0,186 |
0,190 |
0,216 |
0,191 |
η0 |
f(KT,J') с графика |
0,600 |
0,560 |
0,540 |
0,510 |
0,500 |
ηD |
(1-t)/(1-wT)*η0 |
0,669 |
0,624 |
0,602 |
0,569 |
0,557 |
PS |
TE*V/(ηD*ηS) |
1,59*107 |
1,70*107 |
1,76*107 |
1,87*107 |
1,91*107 |
По результатам расчетов строим зависимости PS(n), и Dopt(n) на рис.4. с которого при условии Dopt=Dmax=7 снимаем: PS=17500 кВт, n= 109 об/мин
В итоге выбираем 7-и цилиндровый двигатель ДКРН 90/180, номинальные характеристики которого PSН=17600 кВт, nН= 114 об/мин
Задаемся диапазоном скоростей , а дальнейшие расчеты при
n=nН=114 об/мин ведем в таблице 6.
Таблица 6.
vS |
[уз] |
15,8 |
16,3 |
16,8 |
17,3 |
17,8 |
||||
v |
[м/с] |
8,12 |
8,38 |
8,64 |
8,89 |
9,15 |
||||
vA=v(1-WT) |
[м/с] |
5,87 |
6,06 |
6,24 |
6,43 |
6,61 |
||||
R(v) |
с графика |
[Н] |
7,85*105 |
9,06*105 |
1,05*106 |
1,20*106 |
1,35*106 |
|||
TE=1,15R |
[Н] |
9,03*105 |
1,04*106 |
1,21*106 |
1,37*106 |
1,55*106 |
||||
T=TE/(1-t) |
[Н] |
1,12*106 |
1,29*106 |
1,50*106 |
1,70*106 |
1,93*106 |
||||
KNT=VA/n1/2*(ρ/T)1/4 |
0,741 |
0,737 |
0,732 |
0,730 |
0,729 |
|||||
J=f(KNT) |
0,47 |
0,46 |
0,453 |
0,45 |
0,45 |
|||||
J'=1,05J |
0,494 |
0,483 |
0,476 |
0,473 |
0,473 |
|||||
Dopt=VA/(n*J') |
[м] |
6,26 |
6,60 |
6,91 |
7,16 |
7,37 |
||||
D |
[м] |
6,26 |
6,60 |
6,91 |
7,00 |
7,00 |
||||
Dopt<Dmax, тогда D=Dopt |
Dopt>Dmax, тогда D=Dmax |
|||||||||
J=J' | J=vA/nDmax |
0,494 |
0,483 |
0,476 |
0,483 |
0,497 |
|||||
KT=T/(ρ*n2*D4) |
0,197 |
0,184 |
0,178 |
0,192 |
0,217 |
|||||
η0=f(KT,J) |
с графика |
0,550 |
0,550 |
0,550 |
0,550 |
0,540 |
||||
ηD=(1-t)/(1-wT)*η0 |
0,613 |
0,613 |
0,613 |
0,613 |
0,602 |
|||||
PS=TE*V/(ηD*ηS) |
[Вт] |
1,22*107 |
1,45*107 |
1,73*107 |
2,03*107 |
2,41*107 |
||||
По результатам расчетов строим зависимости , и на рис. 5. с которого при PSн=17600 кВт определяем: ,
Для указанной скорости по рис 2. находим: R=1054 кН; ,
; ;;
По координатам J и KT определяем КПД винта в свободной воде:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.