Расчет ходкости судна. Расчет сопротивления движению судна

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический Университет

Расчет ходкости судна

Выполнил:  ст. гр. 1411

Жумаханов М.

Проверил:   Жинкин В. Б.

Санкт-Петербург, 2007 г.


Содержание

1.Расчет сопротивления движению судна. 3

1.1Основные характеристики судна. 3

1.2.Расчет площади смоченной поверхности судна. 3

1.3.Выбор приближенного метода для расчета сопротивления. 3

1.4.Расчет сопротивления и буксировочной мощности при движении судна на тихой воде. 4

Рис2. 6

1.7.Расчет сопротивления судна при движении в шторм на встречном не регулярном волнении. 7

1.8.Определение минимальной глубины полигона для проведения ходовых испытаний. 9

2.Расчет гребного винта. 10

2.1 Выбор геометрических характеристик и определение коэффициентов взаимодействия. 10

2.2. Расчет ГВ, обеспечивающего судну заданную скорость. Выбор двигателя. 11

2.3.Расчет ГВ, обеспечивающего судну максимально достижимую скорость. 12

2.4.Выбор энергетической установки с использованием типоразмерного ряда двигателей. 13

2.5.Расчет паспортной диаграммы судна. 15

2.6.Построение спрямленного контура лопасти. 16

3.Список литературы. 17


1.Расчет сопротивления движению судна.

1.1Основные характеристики судна

Танкер

"Сухуми"

L, [м]

174,6

B, [м]

23,4

Tс, [м]

10

δ=V/(LBT)

0,79

Vs, [уз]

16,8

Vs, [м/с]

8,64

ZB

1

Бульб

0

Волнение

6

7

8

V, [м3]

32277

g, [м/с2]

9,81

ν, [м2/с]

1,57*10-6

ρ, [кг/м3]

1025

1.2.Расчет площади смоченной поверхности судна.

Так как рассматриваемое судно имеет , то для расчета  будем использовать эмпирическую формулу В.А. Семеки для судов с полными обводами:

1.3.Выбор приближенного метода для расчета сопротивления.

Для расчета сопротивления будем использовать приближенный метод, основанный на результатах испытания серии моделей одновинтовых морских транспортных судов.


1.4.Расчет сопротивления и буксировочной мощности при движении судна на тихой воде.

 (1)

Коэффициент сопротивления трения эквивалентной пластины определяется по формуле

Прандтля-Шлихтинга:

  (2)

Коэффициент остаточного сопротивления находится в виде:

  (3)

где  , - определяются соответственно в функции от  для рассматриваемого судна и от для стандартного, для которого находится из зависимостей:  и ,

- корреляционный коэффициент (надбавка на шероховатость) принимается для длины судна 174,6 м, ,

- коэффициент сопротивления выступающих частей, принимаемый: при L<200м

(a)     (б)

т.к  Frрасч <0,22

Для ведения расчетов задаемся шестью значениями чисел Фруда: Fr = 0,179; 0,189; 0,199; 0,209; 0,219 . Расчет ведем в таблице 1..


Таблица 1

Приближенный расчет сопротивления движению судна

i

j

1

2

3

4

5

Vs'

уз

14,4

15,2

16,0

16,8

17,6

1

Vs=0,515*Vs,i'

м/с

7,41

7,82

8,24

8,65

9,07

2

Fr=Vs/(g*L)1/2

0,179

0,189

0,199

0,209

0,219

3

Re=Vs*L/ν

8,24*108

8,70*108

9,16*108

9,62*108

1,01*109

4

CR0

*103

1,4

1,6

1,8

2,4

2,9

ψ0

-

5,55

5,55

5,55

5,55

5,55

ψ=L/V1/3

-

5,48

5,48

5,48

5,48

5,48

aψ0

-

1,24

1,23

1,22

1,22

1,19

aψ

-

1,26

1,25

1,24

1,24

1,21

5

aψ/aψ0

-

1,02

1,02

1,02

1,02

1,02

kB/T

-

0,989

0,988

0,987

0,986

0,984

aB/T

-

1

1

1

1

1

6

kB/T*aB/T

-

0,989

0,988

0,987

0,986

0,984

7

CR=[4]*[5]*[6]

1,41*10-3

1,61*10-3

1,81*10-3

2,41*10-3

2,90*10-3

8

Cf=0,455/(lg[3])2,58

1,61*10-3

1,60*10-3

1,59*10-3

1,58*10-3

1,57*10-3

9

CA

-

2,00*10-4

2,00*10-4

2,00*10-4

2,00*10-4

2,00*10-4

10

CAP

-

1,00*10-4

1,00*10-4

1,00*10-4

1,00*10-4

1,00*10-4

11

CX=[7]+[8]+[9]+[10]

3,32*10-3

3,50*10-3

3,69*10-3

4,28*10-3

4,77*10-3

12

RX=[11]*1025*[1]2/2*Ω

Н

5,95*105

7,02*105

8,20*105

1,05*106

1,28*106

13

Pe=[12]*[1]

Вт

4,41*106

5,49*106

6,75*106

9,07*106

1,16*107


По результатам расчетов строим зависимости CR(Fr), приведены на рис.1, а также  и на рис.2.

Рис. 1.

Рис. 2.

1.7.Расчет сопротивления судна при движении в шторм на встречном не регулярном волнении.

 (4)

сопротивление судна на тихой воде было рассчитано ранее

дополнительное сопротивление корпуса на волнении,кН

                             (5)

- зависит от формы и размеров судна

- высота волны 3% обеспеченности

кН/м2,5

 КН/м2,5

                                     (6)

                                                    (7)

дополнительное воздушное сопротивление,кН

                                       (8)               м/c

Зависимость высоты волн 3%-ной обеспеченности h и расчетной скорости ветра от силы волнения.

Степень волнения,

баллы 

3

4

5

6

7

8

h3%, [м]

1,25

2

3,5

6

8,5

11

Vветра, [м/с]

8

11

14

19

24

29

При 120 < L < 220 метров выбираем степень волнения 6,7,8.

Для расчетов выбираем пять значении числа Фруда: ,,…,.

Расчет ведем в таблице 2.


Таблица 2.

Расчет сопротивления движению судна в штормовых условиях.

Fr

0,179

0,189

0,199

0,209

0,219

Vs

м/с

7,41

7,82

8,24

8,65

9,07

Vs

уз

14,4

15,2

16,0

16,8

17,6

Rтих.воды

Н

5,95*105

7,02*105

8,20*105

1,05*106

1,28*106

6 баллов

α=0,252*Fr0,143*(L/h3%)1/2

1,06

1,07

1,08

1,09

1,09

I(α)=(α/eα)12,4

4,02*10-6

4,00*10-6

3,97*10-6

3,94*10-6

3,91*10-6

RAW=CS*Fr0,687*h2,5*I(α)

Н

3,22*105

3,32*105

3,42*105

3,51*105

3,60*105

Vвозд

м/с

26,4

26,8

27,2

27,7

28,1

RAA=CAA*ρ*Vвозд2/2*A=1,08*10-3*L*Vвозд2

Н

1,32*105

1,36*105

1,40*105

1,44*105

1,49*105

RAW+RAA

Н

4,53*105

4,68*105

4,82*105

4,95*105

5,08*105

RΣшт

Н

1,05*106

1,17*106

1,30*106

1,54*106

1,79*106

7 баллов

α=0,252*Fr0,143*(L/h3%)1/2

0,893

0,900

0,907

0,913

0,919

I(α)=(α/eα)12,4

3,82*10-6

3,85*10-6

3,89*10-6

3,92*10-6

3,95*10-6

RAW=CS*Fr0,687*h2,5*I(α)

Н

7,30*105

7,65*105

7,99*105

8,33*105

8,67*105

Vвозд

м/с

31,4

31,8

32,2

32,7

33,1

RAA=CAA*ρ*Vвозд2/2*A=1,08*10-3*L*Vвозд2

Н

1,86*105

1,91*105

1,96*105

2,01*105

2,06*105

RAW+RAA

Н

9,16*105

9,56*105

9,95*105

1,03*106

1,07*106

RΣшт

Н

1,51*106

1,66*106

1,82*106

2,08*106

2,35*106

8 баллов

α=0,252*Fr0,143*(L/h3%)1/2

0,785

0,791

0,797

0,803

0,808

I(α)=(α/eα)12,4

2,94*10-6

3,01*10-6

3,06*10-6

3,12*10-6

3,17*10-6

RAW=CS*Fr0,687*h2,5*I(α)

Н

1,07E*106

1,14E*106

1,20*106

1,26*106

1,33*106

Vвозд

м/с

36,4

36,8

37,2

37,7

38,1

RAA=CAA*ρ*Vвозд2/2*A=1,08*10-3*L*Vвозд2

Н

2,50*105

2,56*105

2,61*105

2,67*105

2,73*105

RAW+RAA

Н

1,32*106

1,39*106

1,46*106

1,53*106

1,60*106

RΣшт

Н

1,92*106

2,09*106

2,28*106

2,58*106

2,88*106


По результатам расчетов строим зависимости  на рис.3.

Рис 3.

1.8.Определение минимальной глубины полигона для проведения ходовых испытаний.

Глубина полигона определяется по двум зависимостям, значение наибольшей и принимается минимальной глубиной

м

м

Принимаем большую из двух полученных величин

В итоге, для проведения испытаний необходим водоем минимальной глубины м


2.Расчет гребного винта.

2.1 Выбор геометрических характеристик и определение коэффициентов взаимодействия.

Судно одновинтовое, принимаем число лопастей  . Максимальный диаметр винта принимаем   м

В качестве расчетного берем сопротивление на 15% превышающее таковое на тихой воде. При заданной скорости  =16,8 уз определяем кН и находим кН.

Коэффициент попутного потока :

Коэффициент засасывания :

Коэффициенты влияния неравномерности потока на момент и упор принимаем  

Определяем минимально допустимое дисковое отношение :

-из условия обеспечения прочности:

 кПа - допускаемые напряжения материала лопасти

- относительный диаметр ступицы винта

- относительная толщина сечения лопасти на радиусе

- коэфф. учитывающий условия работы винта (для транспортных судов)

=1,15*1048=1205 кН

 кН – упор винта 

;

-из условия отсутствия вредных последствий кавитации:

- статическое давление на оси гребного винта

 кПа- атмосферное давление

- удельный вес воды

  м – заглубление оси винта

ТС – осадка судна

 кПа - давление насыщенных паров при t =180C

  кПа

Принимаем ближайшее большее значение дискового отношения  и далее используем диаграмму

2.2. Расчет ГВ, обеспечивающего судну заданную скорость. Выбор двигателя.

Расчет ГВ будем производить с использованием коэффициента задания 

Данные, закладываемые в расчет: (используем диаграмму z=4, AE/A0=0,55)

   м/c – скорость в диске винта

  кН – упор винта

-  коэфф. влияния корпуса

- КПД передачи мощности при МО в корме

- необходимая мощность двигателя

- пропульсивный коэффициент, -коэффициент влияния корпуса

Задаемся частотой вращения гребного винта в диапазоне n=(80-140) об/мин, дальнейшие расчеты ведем в таблице 5. В строке 5 табл.5 находится исправленное значение относительной поступи J’=aJ, где a- поправочный коэфф., для винта в ДП a=1.05


Таблица 5.

n

об/мин

80

100

120

140

160

n

1/с

1,33

1,67

2,00

2,33

2,67

KNT

VA/n1/2*(ρ/T)1/4

0,876

0,784

0,716

0,662

0,620

J

f(KNT) с графика

0,550

0,490

0,450

0,430

0,390

J'

1,05*J

0,578

0,515

0,473

0,452

0,410

D

VA/(n*J')

8,12

7,29

6,62

5,94

5,73

KT

T/(ρ*n2*D4)

0,189

0,186

0,190

0,216

0,191

η0

f(KT,J') с графика

0,600

0,560

0,540

0,510

0,500

ηD

(1-t)/(1-wT)*η0

0,669

0,624

0,602

0,569

0,557

PS

TE*V/(ηDS)

1,59*107

1,70*107

1,76*107

1,87*107

1,91*107

По результатам расчетов строим зависимости PS(n), и Dopt(n) на рис.4. с которого при условии Dopt=Dmax=7 снимаем:  PS=17500 кВт, n= 109 об/мин

В итоге выбираем 7-и цилиндровый двигатель ДКРН 90/180, номинальные характеристики которого PSН=17600 кВт, nН= 114 об/мин

2.3.Расчет ГВ, обеспечивающего судну максимально достижимую скорость.

Задаемся диапазоном скоростей  , а дальнейшие расчеты при

n=nН=114 об/мин ведем в таблице 6.

Таблица 6.

vS

[уз]

15,8

16,3

16,8

17,3

17,8

v

[м/с]

8,12

8,38

8,64

8,89

9,15

vA=v(1-WT)

[м/с]

5,87

6,06

6,24

6,43

6,61

R(v)

с графика

[Н]

7,85*105

9,06*105

1,05*106

1,20*106

1,35*106

TE=1,15R

[Н]

9,03*105

1,04*106

1,21*106

1,37*106

1,55*106

T=TE/(1-t)

[Н]

1,12*106

1,29*106

1,50*106

1,70*106

1,93*106

KNT=VA/n1/2*(ρ/T)1/4

0,741

0,737

0,732

0,730

0,729

J=f(KNT)

0,47

0,46

0,453

0,45

0,45

J'=1,05J

0,494

0,483

0,476

0,473

0,473

Dopt=VA/(n*J')

[м]

6,26

6,60

6,91

7,16

7,37

D

[м]

6,26

6,60

6,91

7,00

7,00

Dopt<Dmax, тогда D=Dopt

Dopt>Dmax, тогда D=Dmax

J=J' | J=vA/nDmax

0,494

0,483

0,476

0,483

0,497

KT=T/(ρ*n2*D4)

0,197

0,184

0,178

0,192

0,217

η0=f(KT,J)

с графика

0,550

0,550

0,550

0,550

0,540

ηD=(1-t)/(1-wT)*η0

0,613

0,613

0,613

0,613

0,602

PS=TE*V/(ηDS)

[Вт]

1,22*107

1,45*107

1,73*107

2,03*107

2,41*107

 

По результатам расчетов строим зависимости , и  на рис. 5. с которого при PSн=17600 кВт определяем:  ,

Для указанной скорости по рис 2. находим: R=1054 кН; ,

; ;;

По координатам J и KT определяем КПД винта в свободной воде:

Похожие материалы

Информация о работе