организации разделены на три основных типа по характеру деятельности и создаваемому продукту (см. рисунок #).
|
|
|
|
Рисунок # - Классификация бизнес-процессов
Такая классификация позволяет в удобном для менеджеров виде представить деятельность компании и эффективно управлять ею. Объясняется это тем, что каждая из данных групп бизнес-процессов играет свою особую роль.
В таблице # рассмотрим классификацию процессов.
Таблица # Классификация процессов
Типы процессов |
Характерные признаки |
Клиенты процесса |
Основные процессы (процессы основной деятельности) |
- назначение процессов – создание основных продуктов; - результат – основной продукт или полуфабрикат для его изготовления; - процессы лежат на пути создания основных продуктов; - процессы добавляют к продукту ценность для потребителя. |
- внешние клиенты; - конечные потребители; - внутренние клиенты; - другие процессы организации. |
Вспомогательные процессы |
- назначение процесса – обеспечение деятельности основных процессов; - результат – ресурсы для основных процессов; - деятельность процессов не касается основных процессов; - процессы добавляют продукту стоимость. |
- внутренние клиенты; - другие процессы организации. |
Процессы управления организацией |
- назначение процесса – управление деятельностью всей организации; - результат – деятельность всей организации. |
- собственники; - потребители; - персонал; - поставщики; - общество (внешняя среда). |
Основные бизнес-процессы приносят компании текущую прибыль и являются центрами прибыли, они предназначены для достижения главной цели бизнеса – удовлетворения требований потребителей и получения вознаграждения (прибыли).
Обеспечивающие (вспомогательные) бизнес-процессы обеспечивают функционирование остальных бизнес-процессов и поддерживают инфраструктуру компании.
Бизнес-процессы управления реализуют функции высшего руководства по стратегическому и оперативному управлению и наряду с обеспечивающими представляют собой центры затрат. Эти процессы, охватывают весь комплекс функций управления на уровне текущих действий и бизнес-системы в целом и освоения новых направлений и технологий, а также инновации.
На рисунке # представлена схема рабочих процессов предприятия. Отдельно выделены и указаны процессы менеджмента, основные процессы и обеспечивающие процессы.
Рассмотрим бизнес-процессы более подробно, выделив основные функции.
1. Процессы менеджмента:
- управление финансов;
- управление персоналом;
- управление качеством;
- стратегическое управление;
- управление инновациями.
2. Обеспечивающие процессы:
- информационное обеспечение;
- административно-хозяйственное обеспечение;
- обеспечение основных процессов оборудованием;
- документооборот.
3. Основные процессы:
3.1. Разработка проекта:
- маркетинг до начала работ;
- прием заказа;
- проектирование изделия;
3.2. Разработка и производство готовой продукции:
- комплекс подготовительных действий для реализации проекта;
- раскрой;
- окончательное изготовление;
- обслуживание на дому;
3.3. Поставка материалов и оборудования:
- маркетинг перед началом работ;
- выбор поставщиков и заключение договоров;
- доставка;
- реализация;
- пост. гарантийное обслуживание.
На рисунке # представлена классификация бизнес-процессов предприятия в виде диаграммы, в которой указаны связи между процессами, а также входные и выходные данные.
Рисунок # - Классификация бизнес-процесов
Основные бизнес-процессы тесно связаны с бизнес-процессами управления и обеспечения, так как для многих из них требуются входные, управляющие воздействия и механизмы, источниками которых являются именно процессы управления и обеспечения, кроме того, часть выходных данных основных бизнес-процессов отправляется во внешнюю среду (внешним потребителям), а часть предназначена для выполнения вспомогательных процессов.
Согласуя организационную структуру предприятия со структурой процессов получим определим владельцев (ответственных), непосредственных исполнителей и участников основных бизнес-процессов предприятия – лиц отвечающих за их исполнение (при этом не обязательно, что именно они являются непосредственными исполнителями, так как владелец может назначать и определять конкретных исполнителей, но обязан контролировать и нести ответственность перед вышестоящим руководством за правильность, своевременность и качество их выполнения). Результаты данной работы сведем в таблицу # - «Матрица ответственности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.