Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………7

1  Теоретические и методологические основы стратегического планирования деятельности предприятия…………………………………………………………10

1.1  Понятие и сущность стратегического управления…………………………...10

1.2  Стратегическое планирование как процесс…………………………………..15

1.3  Методы и модели стратегического планирования…………………………...19

1.3.1  STEP-анализ………………………………………………………………20

1.3.2  Модель пяти сил (по Портеру)…………………………………………..21

1.3.3  SWOT-анализ……………………………………………………………..21

1.3.4  Матрица «Дженерал электрик» - «Мак Кинзи»………………………..25

1.3.5  SPACE – методика…………………………………………………….....28

1.3.6  Матрица И. Ансоффа«продукт=>рынок»…..……………………….....29

1.3.7  «Анализ поля сил» Курта Левина…………………………………….....31

1.3.8  Конкурентные преимущества предприятия и ключевые факторы успеха (КФУ)……………………………………………………………..32

1.4  Базовые стратегии функционирования предприятия…………………….....35

2  Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия………………....38

2.1  Общая характеристика предприятия……………………………………….....38

2.2  Изучение внутренней среды предприятия…………………………………....40

2.2.1  Организационная структура……………………………………………..40

2.2.2  Производство……………………………………………………………..43

2.2.3  Маркетинг…………………………………………………………………46

2.2.4  Кадровый потенциал……………………………………………………...46

2.2.5  Финансовый анализ………………………………………………………50

3  Разработка стратегии развития предприятия……………………………………..60

3.1  Анализ стратегических факторов внешней среды……………………………60

3.1.1  STEP-анализ……………………………………………………………….60

3.1.2  Анализ отрасли……………………………………………………………64

3.1.3  Анализ конкурентов……………………………………………………...71

3.1.4  Анализ потребителей…………………………………………………….79

3.2  Определение стратегической позиции предприятия………………………...88

3.2.1  SPACE-метод……………………………………………………………..88

3.2.2  Модель McKinsey ………………………………………………………..89

3.2.3  Метод К. Левина………………………………………………………….91

3.2.4  SWOT-анализ……………………………………………………………..93

3.3  Миссия и цели ОАО «АСЗ»……………………………………………………96

3.4  Стратегические альтернативы…………………………………………………98

3.5  Выбор стратегии и ее реализация…………………………………………….101

3.6  Риски реализации стратегии………………………………………………….106

Заключение…………………………………………………………………………....109

Список использованных источников……………………………………………..…111

Приложения…………………………………………………………………………...114

Приложение А (обязательное) Распределение трудоемкости на проект строительства танкеров и газовозов…………………………………………..114

Приложение Б (обязательное)  Проект бюджета на 2004-2008 гг.……………....115

Приложение В (обязательное)  Эффект реализации стратегии…………………....117

Приложение Г (справочное)  Завод «Паллада»……………………………………..118

Приложение Д (справочное)  Продукция гражданского судостроения…………...119


Введение

Актуальность проблемы разработки стратегии предприятия вытекает из задач, стоящих перед российскими предприятиями на современном этапе развития экономики.

Функционирование предприятия в условиях непредсказуемости, характерной для сегодняшнего периода и быстро меняющейся конъюнктуры рынка прежде всего зависит от наличия на предприятии такого организационного начала, которое могло бы смягчить воздействие окружающей среды. Важно также, чтобы внутренние возможности предприятия были бы адекватны требованиям рыночной среды, что может быть достигнуто с помощью стратегического планирования.

Значению стратегического планирования в экономике, его сущности и роли уделяли внимание в своих работах многие зарубежные авторы У.Кинг, Д.Клиланд, Дж.Глин, И.Ансофф, а также отечественные экономисты А.Д.Вачугов, В.Р.Веснин, В.П.Грузинов, Э.А.Уткин, А.И.Ильин, В.А.Винокуров, Т.П.Любанова, В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова. Анализ их работ показывает, что применение стратегического  планирования позволяет разработать специфические стратегии различной степени неопределенности, временной ориентации и горизонта планирования на основе соизмерения целей, ресурсов и возможностей предприятия с помощью применения моделей и методов стратегического планирования.

Резкий переход к децентрализации российской экономики и отказ от государственного планирования привели к значительному сворачиванию планирования на российских предприятиях, в то время как опыт многих промышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесточайшей конкуренцией именно стратегическое планирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия является важным условием выживания и эффективности функционирования.

Судостроение - одна из ключевых отраслей промышленности Российской Федерации (РФ), которые способны обеспечить вывод экономики страны из кризисного состояния. Аккумулируя в своей продукции результаты деятельности большого числа различных отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, электротехники и др.), судостроение способно не только обеспечить загрузку производств этих отраслей и увеличить число рабочих мест, но и создать предпосылки для повышения технического уровня их продукции, ее конкурентоспособность. Исторически хозяйственный комплекс юга Дальнего Востока формировался на оборонно-стратегических принципах, что обусловило создание здесь судостроительного предприятия, выпускающего продукцию

Похожие материалы

Информация о работе