Подходы к классификации затрат в контроллинге. Бюджетирование производственно-хозяйственной деятельности организации

Страницы работы

Фрагмент текста работы

было установлено ранее этой суммы хватает для закупки материальных ресурсов в базовом периоде.

6)Прибыль по предприятию в целом определяется по формуле:

                                              П = В – VC – FC,(2.9)

Анализ хозяйственной деятельности представлен в таблице 2.4. Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что финансовый результат деятельности предприятия за предыдущий период был положительным.

Таблица 2.4 - Анализ хозяйственной деятельности предприятия в базовом периоде

Показатели

Товары

Итого

Ж

З

И

К

1 Цена товара, у.д.е.

6

5,8

5,2

4,4

-

2 Объем реализации, шт.

155

150

120

70

495

3 Фонд рабочего времени, ч.

48,05

45

32,4

32,2

157,65

4 Выручка, у.д.е.

930

870

624

308

2732

5 Постоянные расходы, у.д.е.

-

-

-

-

175

6 Переменные расходы, у.д.е.

400

645

525

320

1890

7 Абсолютная сумма покрытия, у.д.е.

530

225

99

-12

842

8 Удельная сумма покрытия,

3,42

1,50

0,82

-0,17

у.д.е.

9 Прибыль, у.д.е.

-

-

-

-

667,00

Наибольший вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли вносят товары Ж и З (причем товар Ж больше чем товар З). Суммы покрытия товаров И имеет очень низкое значение суммы покрытия, а товара К имеет отрицательное значение, т.е. переменные затраты покрываются не полностью. Следовательно, производство данных товаров является экономически нецелесообразным и предприятию рекомендуется исключить их из производственной программы.

В связи с этим при разработке оперативного бюджета предприятия в условиях ограниченного фонда рабочего времени и средств, выделяемых на закупку материальных ресурсов, товары И и К исключаются из производственной программы.

В то же время для сохранения заданных ограничений, полного использования производственных мощностей и в целях увеличения прибыли, предприятию следует увеличить производство товаров Ж и З, так как удельная сумма покрытия по данным товарам достаточно высока и рост спроса на данные товары наблюдается даже при условии увеличения цены на эти товары.

Согласно результатам расчетов, далеко не все изделия являются прибыльными, поэтому не все они будут входить в производственную программу предприятия.

В производственную программу предприятия будет входить только продукция Ж и З.

Рассчитываем производственную программу изделия Ж и З и производим бюджетирование.

2.1 Бюджет продаж

Оперативный бюджет предприятия содержит следующие бюджеты:

1)  бюджет продаж;

2)  бюджет производства, который включает:

а) бюджет прямых материальных затрат;

б) бюджет прямых затрат труда;

в) бюджет общепроизводственных расходов.

3) бюджет производственных затрат;

4) бюджет закупок;

5) бюджет сбытовых (коммерческих) расходов;

6) бюджет общехозяйственных расходов;

7) бюджет прибылей и убытков.

При помощи трендовой модели и на основании данных об объеме продаж за 10 предыдущих периодов, спрогнозируем объем продаж на 11 период.

Уравнение тренда выглядит следующим образом:

                                                    ,                                          (2.10)

где      - прогнозное значение объема продаж;

- коэффициенты;

 - цена.

Для товара Ж = 6,12, для товара З = 6,04

Для нахождения параметров  и  используются формулы:

                                                                              (2.11)

                                                                                           (2.12)

Товар Ж

a = - 82,05

b = 39,77

Уравнение будет выглядеть: у = - 82,05 + 39,77 * 6,12

Объем продаж товара Ж составит:

y11 = 161,71 или 162 изд.

Товар З.

a = - 123,5

b = 45

Уравнение будет выглядеть: у = - 123,5 + 45 * 5,86

Объем продаж товара З составит:

y11 = 148,3 или 148 изд.

Построим график динамики продаж товара Ж и З.

Рисунок 2.1 – Динамика продаж товара Ж и З

Аналогично произведем расчет прогнозируемого значения цен реализации на 11 период для товаров Ж, и З.

Товар Ж

a = 0,14

b = 4,5

Уравнение будет выглядеть: у = 0,14 + 4,5 * х

Объем продаж товара Ж составит:

y11 = 6,13

Товар З.

a = 0,08

b = 5,08

Уравнение будет выглядеть: у = 0,08 + 5,08 * х

Объем продаж товара З составит:

y11 = 6,04

Рисунок 2.2 – Динамика цен на товары Ж и З

У предприятия есть два «узких места»:

1) на закупку материальных ресурсов имеется 1500 у.д.е.

2) фонд рабочего времени должен остаться неизменным.

По существующему на предприятии ограничению, фонд рабочего времени при формировании бюджета на 11 период должен быть неизменным и составлять 219,09 часов. Следовательно, необходимо произвести расчет фонда рабочего времени в планируемом периоде и сопоставить его с данным значением.

Таблица 2.5 - Расчет фонда рабочего времени при принятии бюджета

Товар

Объем выпуска, шт.

Норма выработки, ч/ед.

Фонд рабочего времени, ч.

Ж

162

0,31

50,22

З

148

0,3

44,40

Итого

310

-

94,62

Рассчитанный фонд рабочего времени на 60,32 (157,65 – 97,33) часов меньше нормативного, поэтому следует перераспределить данную величину на фонды рабочего времени по каждому из товаров.

Распределение будет осуществляться следующим образом: за основу берется фонд рабочего времени, рассчитанный для объема продаж, спрогнозированного на основе трендовой модели, а остаток фонда рабочего времени 60,32 ч. распределяется по товарам пропорционально сумме покрытия.

Таким образом, новый фонд рабочего времени для каждого товара (ФРВнов) будет определяться по формуле:

                           ФРВнов = ФРВ + уд. вес СПО * ФРВост ,                   (2.13)

где     уд. вес СПО - удельный вес суммы покрытия для каждого товара;

ФРВост - остаток фонда рабочего времени, подлежащий распределению;

ФРВ – фонд рабочего времени.

Расчет нового объема продаж представлен в таблице 2.6. По результатам расчетов составим окончательный вариант бюджета продаж.

В результате нового распределения фонда рабочего времени объемы производимой продукции превышают прогнозные показатели. Однако необходимо отметить, что в условиях действующего на предприятии ограничения неизменной величины фонда рабочего времени, данный бюджет продаж является более приемлемым.

Таблица 2.6 - Расчет нового объема продаж

Товар

Удельный вес суммы покрытия, доли ед.

Фонд рабочего времени, ч.

Норма выработки, ч/ед.

Объем продаж, шт.

Ж

0,69

41,78

0,31

135

З

0,31

18,54

0,3

62

Итого

1

60,32

-

197

Таблица 2.7 - Бюджет продаж

Наименование товара

Объем продаж, шт.

Цена, у. д. е.

Выручка, у. д. е.

Ж

298

6,13

1825,38

З

218

6,04

1315,49

Итого

516

-

3140,87

Для реализации запланированных объемов продаж в планируемом периоде рекомендуется проведение рекламных компаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.

2.2 Разработка бюджета производства

На основе планируемого объема продаж определяется производственный план, который включает объем и номенклатуру товарного выпуска, а также величину конечных запасов готовой продукции. Величина конечных запасов определяется по следующей формуле:

                                    Зкон = Знач + Vпроизв - Vпродаж,                               (2.14)

где     Знач - начальные запасы готовой продукции;

Vпроизв - объем производства продукции;

Vпродаж - планируемый объем продаж.

Таблица 2.8 - Бюджет производства

Наименование товара

Начальный уровень запасов готовой продукции, шт.

Планируемый объем продаж, шт.

Конечный уровень запасов готовой продукции, шт.

План производства, шт.

Ж

0

298

0

298

З

0

218

0

218

Итого:

-

516

-

516

Поскольку в исходных данных по предприятию информация о запасах готовой продукции отсутствует, считается, что объем выпуска равен объему продаж.

Бюджет производства представлен в таблице 2.8.

2.3 Бюджет потребности в материалах

На основе планируемой величины объема производства определяется потребность в основных материалах в натуральном и денежном выражении.

Потребность в материалах в натуральном выражении определяется следующим образом:

- определяются удельные материальные затраты путем деления

Похожие материалы

Информация о работе