было установлено ранее этой суммы хватает для закупки материальных ресурсов в базовом периоде.
6)Прибыль по предприятию в целом определяется по формуле:
П = В – VC – FC,(2.9)
Анализ хозяйственной деятельности представлен в таблице 2.4. Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что финансовый результат деятельности предприятия за предыдущий период был положительным.
Таблица 2.4 - Анализ хозяйственной деятельности предприятия в базовом периоде
Показатели |
Товары |
Итого |
|||
Ж |
З |
И |
К |
||
1 Цена товара, у.д.е. |
6 |
5,8 |
5,2 |
4,4 |
- |
2 Объем реализации, шт. |
155 |
150 |
120 |
70 |
495 |
3 Фонд рабочего времени, ч. |
48,05 |
45 |
32,4 |
32,2 |
157,65 |
4 Выручка, у.д.е. |
930 |
870 |
624 |
308 |
2732 |
5 Постоянные расходы, у.д.е. |
- |
- |
- |
- |
175 |
6 Переменные расходы, у.д.е. |
400 |
645 |
525 |
320 |
1890 |
7 Абсолютная сумма покрытия, у.д.е. |
530 |
225 |
99 |
-12 |
842 |
8 Удельная сумма покрытия, |
3,42 |
1,50 |
0,82 |
-0,17 |
|
у.д.е. |
|||||
9 Прибыль, у.д.е. |
- |
- |
- |
- |
667,00 |
Наибольший вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли вносят товары Ж и З (причем товар Ж больше чем товар З). Суммы покрытия товаров И имеет очень низкое значение суммы покрытия, а товара К имеет отрицательное значение, т.е. переменные затраты покрываются не полностью. Следовательно, производство данных товаров является экономически нецелесообразным и предприятию рекомендуется исключить их из производственной программы.
В связи с этим при разработке оперативного бюджета предприятия в условиях ограниченного фонда рабочего времени и средств, выделяемых на закупку материальных ресурсов, товары И и К исключаются из производственной программы.
В то же время для сохранения заданных ограничений, полного использования производственных мощностей и в целях увеличения прибыли, предприятию следует увеличить производство товаров Ж и З, так как удельная сумма покрытия по данным товарам достаточно высока и рост спроса на данные товары наблюдается даже при условии увеличения цены на эти товары.
Согласно результатам расчетов, далеко не все изделия являются прибыльными, поэтому не все они будут входить в производственную программу предприятия.
В производственную программу предприятия будет входить только продукция Ж и З.
Рассчитываем производственную программу изделия Ж и З и производим бюджетирование.
2.1 Бюджет продаж
Оперативный бюджет предприятия содержит следующие бюджеты:
1) бюджет продаж;
2) бюджет производства, который включает:
а) бюджет прямых материальных затрат;
б) бюджет прямых затрат труда;
в) бюджет общепроизводственных расходов.
3) бюджет производственных затрат;
4) бюджет закупок;
5) бюджет сбытовых (коммерческих) расходов;
6) бюджет общехозяйственных расходов;
7) бюджет прибылей и убытков.
При помощи трендовой модели и на основании данных об объеме продаж за 10 предыдущих периодов, спрогнозируем объем продаж на 11 период.
Уравнение тренда выглядит следующим образом:
, (2.10)
где - прогнозное значение объема продаж;
- коэффициенты;
- цена.
Для товара Ж = 6,12, для товара З = 6,04
Для нахождения параметров и используются формулы:
(2.11)
(2.12)
Товар Ж
a = - 82,05
b = 39,77
Уравнение будет выглядеть: у = - 82,05 + 39,77 * 6,12
Объем продаж товара Ж составит:
y11 = 161,71 или 162 изд.
Товар З.
a = - 123,5
b = 45
Уравнение будет выглядеть: у = - 123,5 + 45 * 5,86
Объем продаж товара З составит:
y11 = 148,3 или 148 изд.
Построим график динамики продаж товара Ж и З.
Рисунок 2.1 – Динамика продаж товара Ж и З
Аналогично произведем расчет прогнозируемого значения цен реализации на 11 период для товаров Ж, и З.
Товар Ж
a = 0,14
b = 4,5
Уравнение будет выглядеть: у = 0,14 + 4,5 * х
Объем продаж товара Ж составит:
y11 = 6,13
Товар З.
a = 0,08
b = 5,08
Уравнение будет выглядеть: у = 0,08 + 5,08 * х
Объем продаж товара З составит:
y11 = 6,04
Рисунок 2.2 – Динамика цен на товары Ж и З
У предприятия есть два «узких места»:
1) на закупку материальных ресурсов имеется 1500 у.д.е.
2) фонд рабочего времени должен остаться неизменным.
По существующему на предприятии ограничению, фонд рабочего времени при формировании бюджета на 11 период должен быть неизменным и составлять 219,09 часов. Следовательно, необходимо произвести расчет фонда рабочего времени в планируемом периоде и сопоставить его с данным значением.
Таблица 2.5 - Расчет фонда рабочего времени при принятии бюджета
Товар |
Объем выпуска, шт. |
Норма выработки, ч/ед. |
Фонд рабочего времени, ч. |
|
Ж |
162 |
0,31 |
50,22 |
|
З |
148 |
0,3 |
44,40 |
|
Итого |
310 |
- |
94,62 |
Рассчитанный фонд рабочего времени на 60,32 (157,65 – 97,33) часов меньше нормативного, поэтому следует перераспределить данную величину на фонды рабочего времени по каждому из товаров.
Распределение будет осуществляться следующим образом: за основу берется фонд рабочего времени, рассчитанный для объема продаж, спрогнозированного на основе трендовой модели, а остаток фонда рабочего времени 60,32 ч. распределяется по товарам пропорционально сумме покрытия.
Таким образом, новый фонд рабочего времени для каждого товара (ФРВнов) будет определяться по формуле:
ФРВнов = ФРВ + уд. вес СПО * ФРВост , (2.13)
где уд. вес СПО - удельный вес суммы покрытия для каждого товара;
ФРВост - остаток фонда рабочего времени, подлежащий распределению;
ФРВ – фонд рабочего времени.
Расчет нового объема продаж представлен в таблице 2.6. По результатам расчетов составим окончательный вариант бюджета продаж.
В результате нового распределения фонда рабочего времени объемы производимой продукции превышают прогнозные показатели. Однако необходимо отметить, что в условиях действующего на предприятии ограничения неизменной величины фонда рабочего времени, данный бюджет продаж является более приемлемым.
Таблица 2.6 - Расчет нового объема продаж
Товар |
Удельный вес суммы покрытия, доли ед. |
Фонд рабочего времени, ч. |
Норма выработки, ч/ед. |
Объем продаж, шт. |
Ж |
0,69 |
41,78 |
0,31 |
135 |
З |
0,31 |
18,54 |
0,3 |
62 |
Итого |
1 |
60,32 |
- |
197 |
Таблица 2.7 - Бюджет продаж
Наименование товара |
Объем продаж, шт. |
Цена, у. д. е. |
Выручка, у. д. е. |
Ж |
298 |
6,13 |
1825,38 |
З |
218 |
6,04 |
1315,49 |
Итого |
516 |
- |
3140,87 |
Для реализации запланированных объемов продаж в планируемом периоде рекомендуется проведение рекламных компаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.
2.2 Разработка бюджета производства
На основе планируемого объема продаж определяется производственный план, который включает объем и номенклатуру товарного выпуска, а также величину конечных запасов готовой продукции. Величина конечных запасов определяется по следующей формуле:
Зкон = Знач + Vпроизв - Vпродаж, (2.14)
где Знач - начальные запасы готовой продукции;
Vпроизв - объем производства продукции;
Vпродаж - планируемый объем продаж.
Таблица 2.8 - Бюджет производства
Наименование товара |
Начальный уровень запасов готовой продукции, шт. |
Планируемый объем продаж, шт. |
Конечный уровень запасов готовой продукции, шт. |
План производства, шт. |
Ж |
0 |
298 |
0 |
298 |
З |
0 |
218 |
0 |
218 |
Итого: |
- |
516 |
- |
516 |
Поскольку в исходных данных по предприятию информация о запасах готовой продукции отсутствует, считается, что объем выпуска равен объему продаж.
Бюджет производства представлен в таблице 2.8.
2.3 Бюджет потребности в материалах
На основе планируемой величины объема производства определяется потребность в основных материалах в натуральном и денежном выражении.
Потребность в материалах в натуральном выражении определяется следующим образом:
- определяются удельные материальные затраты путем деления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.