было установлено ранее этой суммы хватает для закупки материальных ресурсов в базовом периоде.
6)Прибыль по предприятию в целом определяется по формуле:
П = В – VC – FC,(2.9)
Анализ хозяйственной деятельности представлен в таблице 2.4. Исходя из имеющихся данных, можно сделать вывод, что финансовый результат деятельности предприятия за предыдущий период был положительным.
Таблица 2.4 - Анализ хозяйственной деятельности предприятия в базовом периоде
| Показатели | Товары | Итого | |||
| Ж | З | И | К | ||
| 1 Цена товара, у.д.е. | 6 | 5,8 | 5,2 | 4,4 | - | 
| 2 Объем реализации, шт. | 155 | 150 | 120 | 70 | 495 | 
| 3 Фонд рабочего времени, ч. | 48,05 | 45 | 32,4 | 32,2 | 157,65 | 
| 4 Выручка, у.д.е. | 930 | 870 | 624 | 308 | 2732 | 
| 5 Постоянные расходы, у.д.е. | - | - | - | - | 175 | 
| 6 Переменные расходы, у.д.е. | 400 | 645 | 525 | 320 | 1890 | 
| 7 Абсолютная сумма покрытия, у.д.е. | 530 | 225 | 99 | -12 | 842 | 
| 8 Удельная сумма покрытия, | 3,42 | 1,50 | 0,82 | -0,17 | |
| у.д.е. | |||||
| 9 Прибыль, у.д.е. | - | - | - | - | 667,00 | 
Наибольший вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли вносят товары Ж и З (причем товар Ж больше чем товар З). Суммы покрытия товаров И имеет очень низкое значение суммы покрытия, а товара К имеет отрицательное значение, т.е. переменные затраты покрываются не полностью. Следовательно, производство данных товаров является экономически нецелесообразным и предприятию рекомендуется исключить их из производственной программы.
В связи с этим при разработке оперативного бюджета предприятия в условиях ограниченного фонда рабочего времени и средств, выделяемых на закупку материальных ресурсов, товары И и К исключаются из производственной программы.
В то же время для сохранения заданных ограничений, полного использования производственных мощностей и в целях увеличения прибыли, предприятию следует увеличить производство товаров Ж и З, так как удельная сумма покрытия по данным товарам достаточно высока и рост спроса на данные товары наблюдается даже при условии увеличения цены на эти товары.
Согласно результатам расчетов, далеко не все изделия являются прибыльными, поэтому не все они будут входить в производственную программу предприятия.
В производственную программу предприятия будет входить только продукция Ж и З.
Рассчитываем производственную программу изделия Ж и З и производим бюджетирование.
2.1 Бюджет продаж
Оперативный бюджет предприятия содержит следующие бюджеты:
1) бюджет продаж;
2) бюджет производства, который включает:
а) бюджет прямых материальных затрат;
б) бюджет прямых затрат труда;
в) бюджет общепроизводственных расходов.
3) бюджет производственных затрат;
4) бюджет закупок;
5) бюджет сбытовых (коммерческих) расходов;
6) бюджет общехозяйственных расходов;
7) бюджет прибылей и убытков.
При помощи трендовой модели и на основании данных об объеме продаж за 10 предыдущих периодов, спрогнозируем объем продаж на 11 период.
Уравнение тренда выглядит следующим образом:
                                                   
 ,                                         
(2.10)
,                                         
(2.10)
где      -
прогнозное значение объема продаж;
 -
прогнозное значение объема продаж;
 -
коэффициенты;
-
коэффициенты;
 -
цена.
 -
цена.
Для товара Ж = 6,12, для товара З = 6,04
Для нахождения параметров  и
 и  используются
формулы:
 используются
формулы:
                                      
 (2.11)
                                       (2.11)
                                             
 (2.12)
                                             (2.12)
Товар Ж
a = - 82,05
b = 39,77
Уравнение будет выглядеть: у = - 82,05 + 39,77 * 6,12
Объем продаж товара Ж составит:
y11 = 161,71 или 162 изд.
Товар З.
a = - 123,5
b = 45
Уравнение будет выглядеть: у = - 123,5 + 45 * 5,86
Объем продаж товара З составит:
y11 = 148,3 или 148 изд.
Построим график динамики продаж товара Ж и З.

Рисунок 2.1 – Динамика продаж товара Ж и З
Аналогично произведем расчет прогнозируемого значения цен реализации на 11 период для товаров Ж, и З.
Товар Ж
a = 0,14
b = 4,5
Уравнение будет выглядеть: у = 0,14 + 4,5 * х
Объем продаж товара Ж составит:
y11 = 6,13
Товар З.
a = 0,08
b = 5,08
Уравнение будет выглядеть: у = 0,08 + 5,08 * х
Объем продаж товара З составит:
y11 = 6,04

Рисунок 2.2 – Динамика цен на товары Ж и З
У предприятия есть два «узких места»:
1) на закупку материальных ресурсов имеется 1500 у.д.е.
2) фонд рабочего времени должен остаться неизменным.
По существующему на предприятии ограничению, фонд рабочего времени при формировании бюджета на 11 период должен быть неизменным и составлять 219,09 часов. Следовательно, необходимо произвести расчет фонда рабочего времени в планируемом периоде и сопоставить его с данным значением.
Таблица 2.5 - Расчет фонда рабочего времени при принятии бюджета
| Товар | Объем выпуска, шт. | Норма выработки, ч/ед. | Фонд рабочего времени, ч. | |
| Ж | 162 | 0,31 | 50,22 | |
| З | 148 | 0,3 | 44,40 | |
| Итого | 310 | - | 94,62 | 
Рассчитанный фонд рабочего времени на 60,32 (157,65 – 97,33) часов меньше нормативного, поэтому следует перераспределить данную величину на фонды рабочего времени по каждому из товаров.
Распределение будет осуществляться следующим образом: за основу берется фонд рабочего времени, рассчитанный для объема продаж, спрогнозированного на основе трендовой модели, а остаток фонда рабочего времени 60,32 ч. распределяется по товарам пропорционально сумме покрытия.
Таким образом, новый фонд рабочего времени для каждого товара (ФРВнов) будет определяться по формуле:
ФРВнов = ФРВ + уд. вес СПО * ФРВост , (2.13)
где уд. вес СПО - удельный вес суммы покрытия для каждого товара;
ФРВост - остаток фонда рабочего времени, подлежащий распределению;
ФРВ – фонд рабочего времени.
Расчет нового объема продаж представлен в таблице 2.6. По результатам расчетов составим окончательный вариант бюджета продаж.
В результате нового распределения фонда рабочего времени объемы производимой продукции превышают прогнозные показатели. Однако необходимо отметить, что в условиях действующего на предприятии ограничения неизменной величины фонда рабочего времени, данный бюджет продаж является более приемлемым.
Таблица 2.6 - Расчет нового объема продаж
| Товар | Удельный вес суммы покрытия, доли ед. | Фонд рабочего времени, ч. | Норма выработки, ч/ед. | Объем продаж, шт. | 
| Ж | 0,69 | 41,78 | 0,31 | 135 | 
| З | 0,31 | 18,54 | 0,3 | 62 | 
| Итого | 1 | 60,32 | - | 197 | 
Таблица 2.7 - Бюджет продаж
| Наименование товара | Объем продаж, шт. | Цена, у. д. е. | Выручка, у. д. е. | 
| Ж | 298 | 6,13 | 1825,38 | 
| З | 218 | 6,04 | 1315,49 | 
| Итого | 516 | - | 3140,87 | 
Для реализации запланированных объемов продаж в планируемом периоде рекомендуется проведение рекламных компаний и других мероприятий по стимулированию сбыта.
2.2 Разработка бюджета производства
На основе планируемого объема продаж определяется производственный план, который включает объем и номенклатуру товарного выпуска, а также величину конечных запасов готовой продукции. Величина конечных запасов определяется по следующей формуле:
Зкон = Знач + Vпроизв - Vпродаж, (2.14)
где Знач - начальные запасы готовой продукции;
Vпроизв - объем производства продукции;
Vпродаж - планируемый объем продаж.
Таблица 2.8 - Бюджет производства
| Наименование товара | Начальный уровень запасов готовой продукции, шт. | Планируемый объем продаж, шт. | Конечный уровень запасов готовой продукции, шт. | План производства, шт. | 
| Ж | 0 | 298 | 0 | 298 | 
| З | 0 | 218 | 0 | 218 | 
| Итого: | - | 516 | - | 516 | 
Поскольку в исходных данных по предприятию информация о запасах готовой продукции отсутствует, считается, что объем выпуска равен объему продаж.
Бюджет производства представлен в таблице 2.8.
2.3 Бюджет потребности в материалах
На основе планируемой величины объема производства определяется потребность в основных материалах в натуральном и денежном выражении.
Потребность в материалах в натуральном выражении определяется следующим образом:
- определяются удельные материальные затраты путем деления
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.