Влияние рынка на культуру издания учебной книги Б. А. Кузнецов, страница 2

Ранее, до начала 90-х годов, существовала развитая система повышения квалификации специалистов книжного дела. Ежегодно на курсах с отрывом от производства занимались свыше 5 тыс. человек. Только во Всесоюзном институте повышения квалификации работников печати ежегодно проходили переподготовку 600 и более человек.

Конечно, лучшая школа для работника любого уровня – это практика. Но практика – это время, а если специалист растет “с нуля”, то и очень большое время. Как известно, в таких уважаемых научных издательствах, как “Мысль”, “Наука”, “Большая Российская Энциклопедия” на подготовку редактора высшей квалификации уходило более десяти лет. И это при существовавшей и работавшей, как отмечалось, системе подготовки и переподготовки кадров. Но ведь и книги какие выпускали!

Рынок не только привел в сферу книгоиздания тысячи новичков, но и ускорил сам процесс становления издательских кадров, многие из которых самым непосредственным образом стали зависимы от экономических результатов издательского труда, а значит и от качества своей работы, ведь по мере развития книжного рынка, его все большей дифференциации и жесткой необходимости поиска своего читателя именно вопросы качества, а значит и уровня культуры изданий приобретали если и не превалирующее, то уж во всяком случае, весьма большое значение при реализации конкретных издательских проектов.

Следствием этой ситуации стали серии семинаров, проводимых издательскими и учебными структурами, в том числе с привлечением (особенно в первые “рыночные” годы) специалистов из стран с развитым книгоиздательским бизнесом, прежде всего из Германии, Франции, Великобритании, США. Правда, специфика складывающихся отечественных рыночных отношений далеко не всегда “гармонировала” со сложившейся в Старом и Новом свете практикой. В наибольшей мере, пожалуй, это замечание можно отнести к учебному книгоизданию, в том числе к книгоизданию для общего образования. Остается удивляться, почему при постоянно растущем на протяжении не одного года числе участников книжного рынка и очевидном спросе на квалифицированные кадры, у нас пока так и не сложилась устойчивая рыночная система подготовки специалистов для издательского бизнеса.

Но буквально в последнее время появилась надежда на изменение ситуации, правда, пока лишь в области учебного книгоиздания для общеобразовательной школы. Я имею в виду семинары, которые в 2003 году пройдут в Московском государственном университете печати, ставшем победителем конкурса Национального фонда подготовки кадров. Почему я говорю в этой связи о надежде? Потому что, разработанные в рамках инновационного проекта “Проведение обучения персонала издательств и авторов учебной литературы” рабочие программы, вполне позволяют, на мой взгляд, реализовать одну из целей проекта и создать, наконец, предпосылки для организации системы регулярного повышения квалификации и переподготовки специалистов учебно-педагогических издательств. Обучение будет проводиться по двум курсам: “Правовая и организационная база, научно-методические основы и современные технологии учебного книгоиздания” и “Финансовый менеджмент, маркетинг и сбыт в учебном книгоиздании”.

Естественно, что в условиях рынка действовать эта будущая  система  будет на условиях платного оказания образовательных услуг в сфере издательского бизнеса. Впрочем, уже сейчас видно, что реализовывать этот проект будет не просто, главным образом из-за явной нехватки преподавательских кадров необходимой квалификации. Это еще одно следствие специфического развития отечественных рыночных отношений. Так что, надежда вполне может оказаться и призрачной. Поживем – увидим.