Влияние рынка на культуру издания учебной книги Б. А. Кузнецов

Страницы работы

Содержание работы

Влияние рынка на культуру издания учебной книги

Б.А. Кузнецов,

Московский государственный университет печати

Высокий уровень культуры книги был бы вполне достижим, если бы издатели с некоторой долей постоянства заглядывали в соответствующую литературу по редакционно-издательскому делу и следовали бы, как говорит в своей книге “Культура издания, или Как не надо и как надо делать книги” один из крупнейших отечественных специалистов в области книжного дела Аркадий Эммануилович Мильчин, “разумным, обоснованным советам и рекомендациям” в собственной практике.

Только кто же и когда у нас следовал советам? Кто внимал словам Николая Семеновича Лескова: “Всего испытать самому нельзя, и чужой опыт людей, сколько-нибудь стоящий веры, всегда выгоден”. У нас же – каждый издатель самодостаточен, даже если и новичок он в этом “нехитром” деле – книжки издавать. Ведь с детских лет у нас каждый приличный человек по жизни с книжкой шагает, не говоря уж об интеллигенте, тот с ней вообще не расстается. Так что уж говорить об издателе? Каждый у нас “сам с усам”.

Только вот практика наша книгоиздательская, да опять же, личный опыт говорят об обратном: сегодня даже крупнейшие и старейшие (что, естественно, теперь не одно и то же) издательства не столь уж редко позволяют себе очевидный и не совсем очевидный брак и чаще – брак именно редакционно-издательский. Но удивляться тут нечему.

Когда-то, немногим более десятка лет назад, во всем, тогда еще Советском Союзе всего и было-то около 280 издательств. Их продукция и формировала книжный рынок всей страны, в которой проживало на тот момент около 280 миллионов человек: одно издательство на миллион жителей. Понятно, что именно здесь и концентрировались основные специалисты издательского дела, как, например, в издательстве “Просвещение” – высококвалифицированные кадры в области школьного книгоиздания или в издательстве “Высшая школа” – для профессионального образования.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века в стране – сначала еще в Советском Союзе, а вскоре уже в Российской Федерации стали формироваться рыночные отношения. Что они дали, к чему привели? В первую очередь – к существенному расширению круга участников книжного рынка, исключая, пожалуй, полиграфию. Во всяком случае, уже в 1995 году в Российской Федерации действовали (именно действовали, то есть, выпускали книги, а не только имели лицензию на издательскую деятельность) около 5000 издательств. Применительно к учебному книгоизданию это означало неизбежное крушение монополии таких издательств, как “Просвещение”, “Высшая школа” и других специализированных на учебной литературе издательств, что вскоре и произошло. Мало того, в связи с реорганизацией самой системы российского общего образования и введением альтернативных курсов практически по всем изучаемым в школе предметам существенно выросло число федеральных учебников, имеющих гриф Министерства образования. К этому следует добавить учебники регионального образовательного компонента. Счет числа учебных изданий, использующихся в школе, шел уже на тысячи. Росло и число издательств, их выпускающих. Сегодня в выпуске учебников только федерального образовательного компонента участвуют более пятидесяти издательств. Но где взять издательские кадры соответствующей квалификации, ведь именно в этой области книгоиздания особенно необходимо обеспечивать высокий уровень книжной культуры, а значит, нужны и специалисты соответствующего уровня.

Естественно, что на первом этапе расширения рынка учебной литературы именно опытные издательства – бывшие монополисты в области учебного книгоиздания – стали поставлять кадры соперничающим структурам. Определяющей в этом процессе стала экономическая составляющая рынка труда. Но этот источник не мог быть ни долговременным, ни достаточным. В то же время, в отличие от отдельных профессиональных областей, в которых удалось сохранить если не саму систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров, то хотя бы ее структуры, в книгоиздании было утрачено практически все, исключая базовые профессиональные учебные заведения высшего и среднего образования, такие, как Московский государственный университет печати, книготорговый и издательско-полиграфический колледжи.

Похожие материалы

Информация о работе