Специальными свойствами, связанными с применением продукции, следует считать, прежде всего, патентно-правовые показатели. К ним относят патентную чистоту и патентную защиту. К специальным свойствам следует отнести экономические показатели, т.е. затраты на разработку, изготовление продукции и ее эксплуатацию у потребителя, экономическую эффективность применения продукции.
На деревообрабатывающих предприятиях по количеству характеризуемых свойств и по назначению продукции показатели качества делятся на: единичные, комплексные и обобщающие.
Единичные показатели характеризуют одно или небольшое число близких свойств продукции: число сучков в доске, предел прочности детали, влажность шпона, плотность древесных плит, сборность мебели, слойность фанеры и т.д. Конкретные единичные показатели качества для каждого вида продукции, полуфабриката, деталей устанавливаются в соответствии с требованиями потребителей. На основе единичных показателей качества разрабатывают стандарты и технические условия на продукцию. Для удобства учета некоторые показатели классифицируют по группам: показатели назначения, технологичности, надежности, ремонтопригодности, долговечности, транспортабельности, эстетические и др.
Комплексные показатели объединяют несколько единичных показателей качества. Комплексные показатели можно разделить на два вида – отражаемые в стандартах и технологических условиях и условно рассчитываемые по группам или другой совокупности единичных показателей (условные показатели). В составе первого вида показателей учитывают: сорта пиломатериалов, технологической щепы, шпона, фанеры, мебели; группу качества заготовок, деталей; категории качества сушки пиломатериалов, марки фанеры, древесных плит и т.д.
Ко второму виду относят комплексные показатели надежности, технологичности, прогрессивности, прочности и др. Эти показатели рассчитывают условными методами в виде абсолютных величин, коэффициентов, баллов, условной продукции и т.д. С помощью комплексных показателей легче планировать и учитывать средний уровень или отдельные характеристики качества продукции. Взаимоотношения между поставщиками и потребителями продукции в основном строятся по системе комплексных показателей первого вида.
Обобщающие показатели учитывают качество продукции в целом по видам производств или предприятию. Они систематизируют часть единичных и комплексных показателей качества размерные характеристики и назначение продукции, а также показатели и требования к продукции, которые сложно учесть в стандартах; соответствие современным требованиям научно-технического прогресса, эстетичности, моде, экономичности и др. Обобщающие показатели планируют и учитывают по объему и удельному весу выпуска по категориям качества(высшей и первой), с индексом «Новинка», экспортных, высококачественных, обрезных пиломатериалов и фанеры в общем выпуске аналогичной или всей продукции предприятия.
Управление качеством продукции – это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении. Управление качеством подразумевает: прогнозирование технического уровня и качества продукции; стандартизацию продукции и ее аттестацию; планирование повышения качества продукции; единый порядок разработки и запуска в производство новой продукции; метрологическое обеспечение качества продукции; государственный надзор, ведомственный и общественный контроль качества производимой продукции; материальное и моральное стимулирование повышения качества продукции; правовое обеспечение управления качеством продукции; подготовку и повышение квалификации кадров; информационное обеспечение системы управления качеством продукции.
Стандартизация продукции – это подготовка и утверждение для видов и марок продукции номенклатуры и уровня показателей их качества, правил приемки и методов испытаний, правил упаковки, маркировки, транспортирования, хранения. Необходимость в одинаковости этих требований к каждому виду продукции, независимо от места его изготовления и способа производства, диктуется общегосударственными интересами и интересами потребителя. Получая тот или иной продукт, то или иное изделие, потребитель должен быть уверен, что они точно соответствуют по своим характеристикам указанному в стандарте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.