● количество подлежащих ремонту автомобилей – 10 ед.;
● количество каналов обслуживания: 5–6;
● общее количество постов обслуживания: на одну единицу больше, чем число каналов;
● общее количество рабочих: на одну единицу больше, чем общее количество постов;
● общее количество неисправностей принимается из расчета: в среднем три неисправности на один автомобиль;
● общая трудоемкость работ текущего ремонта автомобилей примерно на 20 % должна превышать фонд трудоемкости работ, которую смогут выполнить рабочие в течение смены;
● планирование работ произвести на одну рабочую смену;
● продолжительность смены при шестидневной рабочей неделе – 7 ч, при пятидневке – 8,2 ч.
Предполагается, что незавершенные предшествующие работы включаются в задание по указанию преподавателя. Во время обеденного перерыва работы не производятся.
Продолжительность непосредственного заезда автомобиля на пост – 0,05 ч. Продолжительность непосредственного съезда автомобиля с поста – 0,05 ч. Рабочие закреплены за постами и не могут перемещаться для выполнения ремонтных работ на другие посты. Следует иметь в виду, что на практике работы на постах заканчиваются за 15 мин. (0,25 ч) до окончания рабочего дня для проведения уборки рабочих мест.
Автомобиль считается отремонтированным только при полном выполнении всей трудоемкости работ по неисправностям. Допускается частичное выполнение работ по устранению неисправностей какого-либо свободного, «неоптимального» автомобиля во время вынужденного простоя поста.
7.2. Выбор неисправностей автомобилей
Студентам самим предоставляется возможность выбора случайного перечня неисправностей автомобилей с общим объемом работ около 60 чел.·ч. При этом они используют типовые нормы времени (табл. П1–П3) на ремонт автомобилей [2, 14]. Рекомендуется выбор неисправностей автомобилей производить с использованием таблиц равномерно распределенных случайных чисел [16]. Общее количество неисправностей должно быть не менее 30. Выбранные неисправности записывают в таблицу. Форма и пример записи данных по неисправностям автомобилей с указанием их внешнего проявления, ремонтно-регулировочных операций и норм времени выполнения операций представлены в табл. 2.
Таблица 2
Пример записи данных по выбранным неисправностям автомобилей [2]
№ п/п |
Внешнее проявление неисправностей |
Неисправность |
Ремонтно-регулировочные операции |
Норма времени, чел.·ч |
1 |
вибрация двигателя |
дисбаланс деталей кривошипно-шатунного механизма |
заменить коленчатый вал |
2,5 |
Таблица 3
Пример записи данных по выбранным неисправностям автомобилей [14]
№ нормы |
Единица объема работ |
Содержание работы |
Разряд рабочего |
Норма времени, чел.·ч |
96 |
РедукторКамАЗ-5320 |
Снять и установить редуктор заднего моста |
4 |
2,1 |
Затем неисправности распределяются произвольно на десять подлежащих ремонту автомобилей. При этом минимальное количество неисправностей на один автомобиль должно быть не менее двух. Как было указано выше, в среднем на каждый подлежащий ремонту автомобиль должно приходиться не менее трех неисправностей.
Далее в соответствии с планом деловой игры требуется распределить ресурсы производственно-технической базы с тем, чтобы за время одной смены отремонтировать как можно больше автомобилей. Как указано выше, количество постов и количество рабочих задано заранее. Требуется распределить имеющиеся посты по специализированным каналам, а рабочих закрепить за постами каналов, принимая во внимание, что количество рабочих на посту ремонта не должно превышать двух человек, а общее количество рабочих не должно превышать количество постов более чем на одну единицу.
7.3. Определение количества специализированных каналов
ремонта автомобилей. Распределение работ
Определение числа специализированных каналов целесообразно начинать с построения причинно-следственной диаграммы [10]. Принимают во внимание, что целью совершенствования процесса текущего ремонта является достижение максимального коэффициента технической готовности автомобилей парка.
Достижение указанной цели может состояться при выполнении ремонтных работ с максимальным использованием рабочего времени постов и исполнителей и, что особенно важно, с соблюдением определенного порядка прохождения ремонтируемых автомобилей по постам специализированных каналов.
Для этого весь перечень неисправностей следует распределить по основным группам работ (предполагается, что все работы по текущему ремонту автомобилей производятся на постах). Такими группами работ на первом этапе распределения могут стать разделы при описании видов работ в типовых нормах времени [14]. Перечень таких групп работ представлен в табл. 4. Можно воспользоваться схемой деления автомобиля на составные части, как показано на рис. 13.
Таблица 4
Постовые работы по замене (ремонту) агрегатов и узлов [14]
№ п/п |
Наименование составной части автомобиля |
№ п/п |
Наименование составной части автомобиля |
1 |
Двигатель |
7 |
Рама и подвеска |
2 |
Сцепление |
8 |
Тормоза |
3 |
Коробка передач, делитель, раздаточная коробка и карданные валы |
9 |
Оперение, кабина и платформа |
4 |
Задний и средний мосты |
10 |
Подъемный механизм платформы автомобиля-самосвала |
5 |
Передняя ось |
11 |
Система питания |
6 |
Рулевое управление |
12 |
Электрооборудование |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.