1. Тепловой расчет.
1.1. Степень сжатия.
Основные исходные данные для теплового расчета: номинальная эффективная мощность Nе = 285 кВт при частоте вращения коленчатого вала nе = 3200 об/мин, двигатель-прототип ЯМЗ-40.
Степень сжатия дизельного двигателя выбирают с учетом принятого типа смесеобразования и формы камеры сгорания. При этом ориентируются в основном на показатели двигателя-прототипа (). С повышением степени сжатия улучшаются пусковые качества дизеля, но увеличиваются нагрузки на детали двигателя.
Степень сжатия проектируемого двигателя принимаем равной .
Состав смеси.
Тепловой расчет двигателя выполняют для номинального режима работы. Дизельные двигатели работают на бедных смесях. Для номинального режима работы состав смеси можно принять = 1,4-1,5.
Для дизельного двигателя теоретически необходимое количество воздуха для сгорания одного килограмма дизельного топлива L0=0, 500 кмоль.
Молекулярная масса дизельного топлива mт=190 кг/кмоль.
1.3.Свежая смесь и продукты сгорания.
Количество свежей смеси, получающейся из 1кг топлива,
.
При полном сгорании дизельного топлива продуктами сгорания являются СО2, Н2О, О2, N2. Составляющие следующие,
;
;
;
.
Общее количество продуктов полного сгорания,
.
Химический коэффициент молекулярного изменения,
.
1.4. Процесс впуска.
Атмосферные условия: давление = 0,1 МПа, температура = 288 оК (15 ºС).
Давление в конце процесса впуска,
, где - потери давления на впуске.
Температура рабочего тела в цилиндре в конце впуска,
, где - температура подогрева заряда на впуске;
- коэффициент остаточных газов; - температура остаточных газов.
Определяем коэффициент наполнения,
.
По опытным данным давление остаточных газов принимаем,
.
1.5. Процесс сжатия.
Определяем давление (рс) и температуру (Тс) в конце сжатия,
,
, где - средний показатель политропы сжатия.
Полученные значения давления и температуры конца сжатия соответствуют показателям современных двигателей.
1.6. Процесс сгорания.
Уравнение сгорания для дизельных двигателей,
.
Подставляем известные и выбранные величины: = 42500 кДж/кг – низшая теплота сгорания дизельного топлива; = 0,84 – коэффициент использования теплоты при сгорании (выбираем по опытным данным для дизельного двигателя); = 2,0 – степень повышения давления при сгорании (выбираем).
Подсчитываем среднюю мольную теплоемкость рабочей смеси при постоянном объеме,
=.
Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания при постоянном давлении,
.
Остальные величины: известны из предыдущих расчетов.
Подставляем все данные в уравнение сгорания:
После упрощений получаем квадратное уравнение,
.
Решаем уравнение (находим положительный корень) и получаем температуру в конце процесса сгорания,
.
Давление в конце сгорания,
.
Сравниваем полученные в результате расчета показатели с показателями современных двигателей и делаем заключение, что качество протекания процесса сгорания проектируемого двигателя хорошее.
1.7. Процесс расширения.
Определяем степень предварительного расширения и степень последующего расширения,
,
.
Давление в цилиндре в конце процесса расширения,
= .
Температура рабочего тела в конце расширения,
, где n2 = 1,26 - средний показатель политропы расширения (выбираем).
Полученные в результате расчета параметры процесса расширения проектируемого двигателя свидетельствуют о нормальном протекании процесса.
1.8.Индикаторные показатели цикла.
Расчетное среднее индикаторное давление,
=
.
Действительное среднее индикаторное давление, МПа,
, где 0,95 – коэффициент полноты индикаторной диаграммы (принимаем по опытным данным).
Индикаторный коэффициент полезного действия,
= .
где l0 - теоретически необходимое количество воздуха (кг) для сгорания одного килограмма топлива;
- плотность заряда на впуске, где В=287 Дж/(кг*град) – удельная газовая постоянная.
Индикаторный удельный расход топлива, г/кВт×ч:
= .
1.9. Эффективные показатели двигателя.
Для расчета эффективных показателей требуется сначала определить механические потери в двигателе. Величина этих потерь зависит в основном от средней скорости поршня. Средняя скорость поршня в значительной степени определяет износы основных деталей двигателя и его надежность. Средняя скорость поршня прототипа = 9,8м/с
Принимаем предварительно = 10,7 м/с. Тогда среднее давление механических потерь,
.
Среднее эффективное давление, МПа,
.
Механический К.П.Д.,
.
Эффективный К.П.Д.,
.
Эффективный удельный расход топлива, г/кВт×ч:
= .
Рабочий объем цилиндра,
= , где и - мощность и частота вращения коленчатого вала на номинальном режиме работы двигателя ; - коэффициент тактности; i = 12 - число цилиндров двигателя.
Выбираем отношение хода поршня к диаметру цилиндра .
Диаметр цилиндра,
= .
Принимаем D=130 мм.
Средняя скорость поршня на номинальном режиме, м/с,
.
Находим отклонение полученной скорости поршня от принятой скорости (11 м/с) при определении механических потерь,
.
Сходимость результатов хорошая (отклонение меньше 5%).
Окончательно подсчитываем основные показатели двигателя: рабочий объем цилиндра,
;
литраж двигателя, дм3,
;
эффективная мощность,
;
округляем полученную мощность в большую сторону до целого числа
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.