Лабораторная работа № 1
Цель: Создание модели процесса деятельности человека в нотации IDEF0 по индивидуальной теме.
При выполнении работы используется теоретический материал:
1. Методические указания "Создание модели процессов в BPwin. МетодологияIDEF0".
2. Лекционный материал.
Задание.
1. Выбрать и утвердить тему для проектирования программного обеспечения (ПО) (либо нового, либо существующего).
2. Запустить на выполнение ПО (если ПО уже существует) и внимательно ознакомиться с его функциональными возможностями, поработать в нем и выполнить все возможные действия, получить и сохранить экранные формы. При работе с ПО рекомендуется выяснить и записать:
- какие данные вводит пользователь и для каких действий;
- что является результатом деятельности пользователя в ПО;
- какие данные сохраняются в оперативной памяти;
- какие данные сохраняются на внешнем носителе и используются ПО при последующем запуске;
- какие в процессе работы ПО изменяет, создает папки, файлы на внешнем носителе, а при закрытии удаляет;
- другие важные свойства.
3. Ознакомиться с теоретическим материалом, изложенным в методических указаниях "Создание модели процессов в BPwin. МетодологияIDEF0":
- с принципами построения моделей в нотации IDEF0 [1, стр. 5-6];
- с типами диаграмм модели [1, стр. 8-9];
- ознакомиться с типами стрелок, научиться их различать и определять какого типа стрелку необходимо использовать в каждом случае [1, стр. 12-13];
- ознакомиться с типами связей работ и научиться их различать [1, стр. 16-17];
4. Продумать и изобразить на листе бумаги (от руки или средствами любого текстового или графического редактора) в нотации IDEF0 модель процесса деятельности человека по утвержденной теме, т.е. функциональную модель.
При этом необходимо, советуясь с преподавателем:
- письменно описать предметную область, для которой будет разрабатываться система, возможные источники информации для построения модели;
- указать вид автоматизируемой деятельности и перечень объектов автоматизации, на которых предполагается использовать систему;
- письменно сформулировать цель моделирования, точку зрения, определение модели;
- перечислить основные процессы, операции обработки данных;
- составить списки стрелок по каждому из пяти типов стрелок для контекстной диаграммы;
- изобразить контекстную диаграмму модели;
- составить список работ диаграммы декомпозиции;
- составить списки стрелок для каждой работы диаграммы декомпозиции;
- изобразить диаграмму декомпозиции;
- и т.д. до нужной глубины функциональной модели.
5. Оформить отчет. В отчете должны быть:
- письменные формулировки и описания;
- экранные формы ПО;
- диаграммы функциональной модели.
Утвердить модель у преподавателя до начала выполнения лабораторной работы № 2.
Цель: знакомство с CASE-средством создания модели процессов BPwin.
Создание диаграмм модели в нотации IDEF0.
Работа выполняется на основе созданной в ходе выполнения 1-й лабораторной работы и утвержденной у преподавателя модели процесса деятельности человека по индивидуальной теме.
При выполнении работы используется теоретический материал, изложенный в методических указаниях:
1. "Создание модели процессов в BPwin. МетодологияIDEF0".
2. "Практическое использование BPwin ".
Задание.
1. Ознакомиться с меню, с основной панелью инструментов BPwin, с палитрой инструментов при работе с нотацией IDEF0 [1, стр. 3-4; 2, п. 1].
2. Создать в BPwin диаграммы модели по утвержденной теме:
- создать контекстную диаграмму в нотации IDEF0;
- создать диаграммы декомпозиции в нотации IDEF0;
- создать несколько диаграмм дерева узлов (3-4), задавая различные глубину и корень дерева [2, п. 4];
- для иллюстрации альтернативных точек зрения, создать диаграммы "только для экспозиции" (2-3) [2, п. 4].
При этом необходимо:
- научиться создавать контекстную диаграмму, проводить ее декомпозицию, декомпозицию каждого большого фрагмента модели [2, п. 2.1, 2.3];
- научиться изображать, именовать работы [2, п. 2.4, 2.5];
- научиться проводить граничные стрелки на диаграмме [2, п. 2.4];
- научиться проводить внутренние стрелки [2, п. 2.4];
- научиться рисовать и именовать разветвляющиеся и сливающиеся стрелки [1, стр. 18-19];
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.