Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский Государственный Технологический
Университет Растительных Полимеров.
Лабораторная работа №5.
Электрические машины.
Учебные испытания двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением.
2001.
Цели и задачи работы: Целью настоящей работы является исследование
рабочих свойств двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением,
в установившемся режиме. (Сериесный двигатель.)
С.Д. широко применяется в различных транспортных средствах. Отличительной особенностью СД является зависимость магнитного потока от тока якоря.
Скорость вращения, с уменьшением нагрузки на валу, резко увеличивается.
При холостом ходе СД идет в разнос, что является опасным для механической
прочности электродвигателя. Поэтому при пуске СД должен иметь минимальную нагрузку (0,2 / 0,25 )*IЯN , при этом скорость вращения не должна превышать 1,5nN.
1.Снятие рабочих характеристик.
P1 , P2 , M , n , ζ =f (Iя) , при Uя = UяN = 90 B.
P1=мощность, потребляемая двигателем;
P2=полезная мощность, снимаемая с вала двигателя;
M=полезный момент, развиваемый двигателем;
ζ=коэффициент полезного действия.
Таблица №1.
Измерено. |
Вычислено. |
|||||||||
№ |
Iя |
n |
P1 |
P2 |
Ω |
M2 |
ζ |
Pст+Pмех |
Pэл1 |
∑P |
А |
Об/мин |
Вт |
Вт |
Рад/с |
Н*м |
- |
Вт |
Вт |
Вт |
|
1 |
4 |
1750 |
360 |
210,68 |
183,17 |
1,15 |
0,59 |
45 |
104,32 |
149,32 |
2 |
3,5 |
1875 |
315 |
185,13 |
196,25 |
0,94 |
0,59 |
50 |
79,87 |
129,87 |
3 |
3 |
2062,5 |
270 |
156,82 |
215,88 |
0,73 |
0,58 |
54,5 |
58,68 |
113,18 |
4 |
2,5 |
2375 |
225 |
122,25 |
248,58 |
0,49 |
0,54 |
62 |
40,75 |
102,75 |
5 |
2 |
2750 |
180 |
81,92 |
287,83 |
0,28 |
0,46 |
72 |
26,08 |
98,08 |
Рабочие характеристики двигателя с последовательным возбуждением.
2.Снятие характеристики регулирования.
N=f (Uя) СД при двух значениях момента нагрузки:
M2= M2N M2=0.5*M2N Ua=90 B.=const.
Таблица №2.
Измерено. |
Вычислено. |
|||||
№. |
Iя |
Uя |
N |
P2 |
P1 |
ζ |
A |
B |
Об/мин |
Вт |
Вт |
- |
|
M2= M2N |
||||||
1 |
4 |
90 |
1750 |
210,68 |
360 |
0,58 |
2 |
4 |
80 |
1562,5 |
174,68 |
320 |
0,54 |
3 |
4 |
70 |
1325 |
143,68 |
280 |
0,51 |
4 |
4 |
60 |
1150 |
106,68 |
240 |
0,44 |
5 |
4 |
50 |
950 |
73,68 |
200 |
0,37 |
M2=0.5*M2N |
||||||
1 |
2 |
90 |
2687,5 |
75,92 |
180 |
0,42 |
2 |
2 |
80 |
2500 |
66,92 |
160 |
0,42 |
3 |
2 |
70 |
2312,5 |
52,92 |
140 |
0,38 |
4 |
2 |
60 |
2000 |
41,92 |
120 |
0,35 |
5 |
2 |
50 |
1650 |
30,92 |
100 |
0,31 |
Характеристики регулирования скорости вращения при изменении напряжения.
M2= M2N
M2=0.5*M2N
3.Снятие характеристик регулирования скорости.
1.Шунтирование обмотки возбуждения.
n=f (aB) ; M2=const ; Uя=90 B. P2,Iя,P,If,n,ζ = f (aB).
Таблица №3.
Измерено. |
Вычислено. |
|||||||||||
№ |
Iя |
Iшов |
n |
IВ |
aB |
P1 |
P2 |
ζ |
DPшов |
Pэл1 |
Pст+Рм |
∑P |
A |
A |
Об/мин |
A |
- |
Вт |
Вт |
- |
Вт |
Вт |
Вт |
Вт |
|
1 |
2,5 |
0,2 |
2375 |
2,3 |
0,08 |
225 |
122 |
0,54 |
0,13 |
40,7 |
62 |
103 |
2 |
2,75 |
0,6 |
2437 |
2,15 |
0,22 |
247 |
131 |
0,53 |
1,19 |
49,3 |
66 |
117 |
3 |
3 |
1 |
2487 |
2,0 |
0,33 |
270 |
141 |
0,52 |
3,32 |
58,7 |
67 |
129 |
4 |
3,4 |
1,8 |
2525 |
1,6 |
0,53 |
306 |
151 |
0,49 |
10,7 |
75,4 |
68 |
154 |
5 |
3,7 |
2,35 |
2550 |
1,35 |
0,63 |
333 |
156 |
0,47 |
18,3 |
89,3 |
69 |
176 |
Характеристики регулирования скорости вращения при изменении величины магнитного потока.
2.Шунтирование обмотки якоря.
M2=const ; Uя=90 B. P`1 ,P2,Iя,P1, ,n,ζ,Ic,Iшя,Iв = f (aя).
Таблица №4.
Измерено. |
Вычислено. |
|||||||||||
№ |
Iя |
Iшов |
n |
Ic |
aя |
P1 |
P2 |
ζ |
P`1 |
Pст |
Pэл |
∑P |
A |
A |
Об/мин |
A |
- |
Вт |
Вт |
- |
Вт |
Вт |
Вт |
Вт |
|
1. |
2,5 |
2,3 |
1650 |
4,8 |
0,92 |
432 |
144 |
0,327 |
225 |
43 |
40,75 |
83,75 |
2. |
2,4 |
2,8 |
1600 |
5,2 |
1,17 |
468 |
136 |
0,292 |
216 |
42 |
37,55 |
79,55 |
3. |
2,3 |
3,3 |
1575 |
5,6 |
1,43 |
504 |
131 |
0,261 |
207 |
42 |
34,49 |
75,49 |
4. |
2,25 |
3,55 |
1550 |
5,8 |
1,58 |
522 |
129 |
0,248 |
202,5 |
40 |
33,01 |
73,00 |
Характеристики регулирования скорости вращения при изменении величины магнитного потока.
Расчетные формулы.
Iс=Iя+Iшя ; aя=Iшя / Iя ; P1=Uя* Ic ; P`1= Uя* Iя ; n=nв / kтр ; kтр=0.04 В*мин. / об.
P2=P1 - ∑P = Uя*(Iя+Iшя) – Pэл1 – Pст – Pмех - DPшя ; DPшя=Uя*Iшя ;
Pэл1=I2я*(Rя+Rдп+Rов) ; Rя+Rдп=3.2 Ом ; Rов=3.32 Ом.;
P2= Uя* Iя - Pэл1 - Pст – Pмех ; ζ=P2 / P1 .
Выводы по проделанной работе.
Отличительной особенностью СД является зависимость магнитного потока от тока якоря.Ф=Fов=2*Ia*Wов=Iа . (нелинейный участок кривой намагничивания).
СД нельзя допускать в режим холостого хода. Скорость вращения с уменьшением нагрузки на валу резко увеличивается, что приводит к опасному для механической прочности электродвигателя исходу.
При пуске Ia – увеличивается и двигатель обладает пусковым моментом, что важно для привода. Для получения номинального режима, при снятии рабочих характеристик,
необходимо после пуска двигателя в ход установить номинальный момент двигателя,
регулируя величину сопротивления R и Rр2 и величину напряжения Uя .
Далее момент нагрузки уменьшают до М2min=0,25* МN ,уменьшение момента нагрузки
осуществляется путем увеличения сопротивления цепи обмотки якоря машины.
У двигателя с последовательным возбуждением ток Iв = Iя .Принимая .что Ф=Iя
и учитывая, что М=См*Ф*Iя , скорсть вращения может быть представлена в виде:
n ,т.е
Регулирование скорости вращения возможно двумя способами:
1) Изменением напряжения, подводимого к якорю (Uя), т.е. изменением Rap.
2) Изменением величины магнитного потока, т.е. изменением потока возбуждения:
а) шунтированием О.В, которое приводит к уменьшению магнитного потока, а следовательно к увеличению скорости вращения:
n≈; , где
б) шунтированием о.я
При регулировании скорости вращения двигателя с последовательным возбуждением путем изменения величины магнитного потока появляются дополнительные потери в шунтирующих сопротивлениях. Величины этих потерь могут быть определены.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.