Расстройства восприятия, памяти, внимания

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

___2ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ

_2"УТВЕРЖДАЮ"

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ

полковник медицинской службы

_2=С.ЛИТВИНЦЕВ=

"___"__________199_г.

кандидат медицинских наук доцент ЛЫТКИН В.М.

Л Е К Ц И Я по П С И Х И А Т Р И И

_2РАССТРОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ

для слушателей цикла тематического усовершенствования "Психиатрия"

факультета послевузовского и дополнительного образования

_2Обсуждена на заседании кафедры

_2"___"__________199_0__2г.

Санкт-Петербург

199_г.

.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Основные закономерности восприятия.  Патология восприятия.

2. Расстройства памяти. Классификация расстройств памяти.

3. Виды и свойства внимания.

Заключение

Учебное время - 2 часа

ЛИТЕРАТУРА

__а) Использованная при подготовке текста лекции:

1. Руководство по психиатрии / под ред. А.В.Снежневского, Т.1. - М.:Медицина, 1983.

2. Справочник  по психиатрии / Под ред.А.В.Снежневского,

Москва, 1974.

3. Руководство по психиатрии. / Под ред. В.Г.Морозова,

Т.1. - М.:Медицина, 1983.

__б) Рекомендуемая слушателям и курсантам  для  самостоя__тельной работы по теме лекции:

1. Жариков Н.М.,  Урсова Л.Г.,  Хритинин Д.Ф.  Психиатрия.- М.:Медицина,1989.- 495 с.

2. Коркина М.В.,  Лакосина Н.Д.,Личко А.Е.  Психиатрия:

Учебник.- М.:Медицина, 1995.- 608 с.

3. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Семиотика и диагностика психических расстройств (в схемах и таблицах) / Учебное  пособие.- СПб.: ВМедА, 1995.- 79 с.

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ

1. Таблицы N 1 - 4

2. Cлайды  N 1 - 5

3. Демонстрация тематического больного

_2ВВЕДЕНИЕ

Расстройства интеллектуально-мнестической  сферы играют важную роль в практической деятельности военного  психиатра.

Эти нарушения могут носить как продуктивный характер (бредовые идеи,  псевдореминисценции и т.д.),  так и проявляются в виде снижения (деменция,  олигофрения). Выделяются различные клинические  формы  интеллектуально-мнестического  снижения, общим при которых являются патология познавательной деятельности,  снижение работоспособности и нарастание общей психической беспомощности.

_21. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ.

_2ПАТОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

Восприятием называется психический  процесс  целостного отражения  в сознании человека предметов или явлений материального мира при непосредственном воздействии их  на  органы чувств.

Восприятие в отличие от ощущения является более сложным психическим процессом. Вы прикоснулись к какому-либо предмету и ощутили температуру.  Но по одной температуре вы не можете определить, что это за предмет, так как такую же температуру может  иметь  и  стол,и  книга,  и стена.  Добавляя к ощущению температуры зрительные и другие ощущения, вы можете сказать, что  это,  например,  рычаг  управления двигателем, кран шасси или вентиль кислородного баллона.

Восприятие отличается  от  ощущения тем,  что в нем отдельные свойства и качества предметов отражаются во  взаимодействии, в  виде  единого образа.  В каждом восприятии есть несколько ощущений.

Однако восприятие не просто сумма ощущений.  К ним присоединяются представления,  опыт и знания,  память, деятельность мышления  и  речи  и даже эмоциональные моменты.  Так, например, если вас спросить, какую форму в плане имеет крыло самолета, вы, не задумывая, ответите: "Стреловидную или треугольную". Следовательно,  вы уже имели в своей деятельности воспринимание треугольника или стрелы, приобрели знания и на основе этого опыта вывели заключение о  форме  крыла.  Вывод такой вы сделали путем мышления и с помощью речи, на основании сравнения ваших представлений о геометрических фигурах и крыле.

Когда мы смотрим на замерзшие окна,  нам  кажется,  что ммы видим тропические леса,  цветники и т.д. В полете в лунную ночь облака иногда воспринимаются в  каком-то  причудливом, фантастическом виде.

Оба примера говорят о том, что любого рода дополнения к воспринимамым объектам создаются вообажением.

Восприятие, которое возникает на основе ощущений, всегда целостно и предметно.  В результате восприятия в сознании возникает образ предмета или явления.  Даже  в  том  случае, когда в восприятии даны лишь некоторые существенные свойства предмета, недостающие элементы будут восполняться  представлением, которое  обогащает  образ  воспринимаемого предмета.

Так, например,  при взглядена барокамеру летчик воспринимает ее размеры,  форму,  отдельные детали,  но эти данные у него будут ассоциироваться с представлениями о  высотном костюме, кислородной маске,  падении  давления с подъемом на высоту и другими явлениями, связанными с высотным полетом.

Восприятия различаются  по   характеру   воспринимаемых раздражителей и по тем анализаторам,  на которые эти раздражители действуют.

В восприятии  обычно  одно  из ощущений преобладает над другими. Соответственно этому преобладающему ощущению  мы  и разделяем восприятия на зрительные, слуховые и др. В зависимости от особенностей самого процесса восприятия мы различаем простые и сложные восприятия.

К сложным восприятиям относятся  восприятия  пространства, времени и движения.

Восприятие пространства.

Пространство является объективной  формой существования материи.

Восприятие пространства можно  определить  как  процесс отражения протяженности мира в сознании.

Пространственные отношения,  формы предметов, их объемы и величины  человек  воспринимает главным образом при помощи зрения. При восприятии величины и формы тел большое значение имеет изображение этих тел на сетчатке глаза.  Если предметы находятся на одинаковом удалении от наблюдателя,  то больший по величине  предмет  дает и большее изображение на сетчатке глаза.

Однако больший  предмет на большем удалении может дать такое же изображение на сетчатке глаза,  как и меньший предмет, находящийся ближе. В этом случае для определения пространственного положения решающее значениеимеют те  двигательные ощущения,   которые   сопровождают   процесс  зрительных восприятий. Устройство глаза допускает возможность его  движения в  различных направлениях.  Это движение осуществлятся при помощи двигательных мышц,  которые опускают  глаз  вниз, поднимают вверх,  отводят в сторону, сводят оси при рассматривании близких и разводят при рассматривании далеких  пред

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психиатрия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
107 Kb
Скачали:
0