___2ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ
_2"УТВЕРЖДАЮ"
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ
полковник медицинской службы
_2=С.ЛИТВИНЦЕВ=
"___"__________199_г.
доктор медицинских наук профессор полковник медицинской службы
ШАМРЕЙ В.К.
Л Е К Ц И Я по П С И Х И А Т Р И И
_2ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ
для слушателей цикла тематического усовершенствования "Психиатрия"
факультета послевузовского и дополнительного образования
_2Обсуждена на заседании кафедры
_2"___"__________199_0__2г.
Санкт-Петербург
199_г.
.
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Классификация синдромов
2. Синдромы выключения и помрачения сознания
3. Галлюцинаторно-бредовые синдромы
4. Невротические синдромы
Заключение и выводы
Учебное время - 4 часа
ЛИТЕРАТУРА
__а) Использованная при подготовке текста лекции:
1. Руководство по психиатрии / под ред. А.В.Снежневского, Т.1. - М.:Медицина, 1983.
2. Справочник по психиатрии / Под ред.А.В.Снежневского,
Москва, 1974.
3. Руководство по психиатрии. / Под ред. В.Г.Морозова,
Т.1. - М.:Медицина, 1983.
4. Портнов А.А., Федотов Д.Д. Психиатрия. - М.: Медицина, 1971. - 472 с.
__б) Рекомендуемая слушателям и курсантам для самостоя__тельной работы по теме лекции:
1. Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия.- М.:Медицина,1989.- 495 с.
2. Коркина М.В., Лакосина Н.Д.,Личко А.Е. Психиатрия:
Учебник.- М.:Медицина, 1995.- 608 с.
3. Клиническая психиатрия. Под ред.Н.Е.Бачерикова, Киев, "Здоровья", 1989, с.91-108.
4. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Семиотика и диагностика психических расстройств (в схемах и таблицах) / Учебное пособие.- СПб.: ВМедА, 1995.- 79 с.
НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ
1. Таблицы N 1 - 4
2. Cлайды N 1 - 5
3. Демонстрация тематического больного
_2ВВЕДЕНИЕ
Психопатологические синдромы - это клиническое выражение различных видов психической патологии, которая включает психические заболевания психотического (психозы) и непсихотического (пограничного) типов, кратковременные реакции и стойкие психопатологические состояния. При изучении синдромов важно учитывать положения сформулированные более
50 лет назад (А.С.Кронфельд, 1940), но сохраняющие научную ценность и в настоящее время.
1. Синдромологические исследования целесообразны и плодотворны лишь постольку, поскольку они ведутся в рамках клинико-нозологической систематики. Противопоставление концепции "эндогенных процессов" (E.Kraepelin, 1898) и концепции "экзогенных типов реакций" (K.Bonhoeffer, 1910)
теоретически и клинически ошибочно, так как психопатологический синдром есть результат взаимодействия фило- и онтогенетического предрасположения ("преформированных механизмов", по E.Kraepelin, 1920) и внешних болезнетворных факторов.
2. При различных болезнях может быть один и тот же синдром, возникновение которого бывает в определенной степени обусловлено дисгармоничность конституции, своеобразием течения или локализацией процесса.
3. При одном и том же заболевании синдром может иметь различну структуру, может вызываться непосредственно патологическим процессом или возникать как реакция личности.
4. Хотя синдром не специфичен, однако может иметь определенные, свойственные ему признаки. Не синдром как таковой, а особенности его структуры в отдельных случаях дают указание на то, какое заболевание лежит в его основе.
5. Одинаковые синдромы могут возникать из конституциональных особенностей личности и быть обусловлены экзогенным процессом. Нет ни одного синдрома, который мог бы возникать только эндогенным путем, но вопрос о существовании исклчительно экзогенно обусловленных синдромов остается открытым.
6. Индивидуально-унаследованная патологическая предрасположенность может принимать участие в патогенезе психозов, но никогда не бывает фактором, достаточным для объяснения этого патогенеза. Основа синдрома неодинакова при различных случаях и формах заболевания, при этом она не может быть исклчительно наследственной, индивидуально-конституциональной, хотя ее и следует учитывать наряду с другими факторами.
7. Клиническое выражение психопатологического синдрома не всегда специфично в отношении вызвавшей его причины, так как она в ряду случаев лишь предполагаема. На структуру и динамику психопатологического синдрома оказывают влияние характер, интенсивность, качество патологического процесса, локальность и глобальность диссолюции функций, общее состояние организма и особенности личности, а также общепатологические закономерности течения болезненного процесса.
_21. КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ
Модель соотношения синдромов и нозологических форм
А.В.Снежневский (1974) представил в виде девяти "кругов"
(слоев) психопатологических расстройств, включенных друг в друга: 1) эмоционально-гиперестетических (астенический синдром); 2)аффективных; 3) невротических; 4) параноидных, вербального галлциноза; 5) кататонических, парафренных, онейроидных, галлюцинаторно-параноидных, синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо; 6) синдромов помрачения сознания; 7) парамнезий; 8) судорожных; 9) психоорганических расстройств. Предполагают, что каждый следущий круг включает и симптоматику других кругов, вхордящих в него.
На другой схеме А.В.Снежневский показал динамику психопатологических синдромов по степени нарастания тяжести: 1)
истощаемость психической деятельности; 2) осознаваемая измененность Я; 3) измененность личности; 4) личностная дисгармония; 5) уменьшение энергетического потенциала; 6) снижение личности; 7) личностная регрессия; 8) амнестические расстройства; 9) глобальное слабоумие; 10) психический маразм.
По мнению А.В.Снежневского, негативные расстройства при МДП
исчерпываются первым и вторым кругами, при шизофрении охва
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.