Двигательно-рефлекторная сфера. Рефлексы. Произвольные движения и их расстройства. Кортико-мускулярный путь: Методическая разработка, страница 2

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: научить  студентов проводить обследование двигательного неврологического статуса, выявлять и дифференцировать признаки поражения центрального и периферического мотонейронов в зависимости от уровня поражения нервной системы и определять клиническую картину центрального и периферического паралича.

Исходный уровень знаний и умений студентов:  На 4-ом курсе начинают изучаться так называемые узкие специальности, к которым относится и дисциплина «неврология», поэтомуисходный уровень неврологических знаний и умений «нулевой». На 1-ом занятии по неврологии студенты приобретают первый неврологический клинический опыт.  Минимальное представление об общих принципах обследования больного изучались на 3-ем курсе (цикл  «пропедевтика  внутренних болезней»), пройдены курсы фундаментальных дисциплин: нормальной анатомии нервной системы, нормальной нейрофизиологии.

План занятия:

·  Вступительное слово: название и характеристика темы

·  Знакомство с неврологическим отделением и характеристика  больных

·  Полный осмотр неврологического статуса здорового человека

·  Обсуждение основных вопросов темы занятия (см. ниже)

·  Опрос по теме занятия

·  Демонстрация методики осмотра двигательного неврологического статуса  на примере больных с центральным и периферическим параличом

·  Обсуждение осмотренных больных с выделением ведущего неврологического синдрома и установление топического диагноза

·  Освоение методики осмотра двигательного статуса самостоятельно студентами

·  Запись неврологического двигательного статуса в кураторских листах

·  Опрос по осмотренным больным, обсуждение больных

·  Разбор ошибок. Итоги занятия. Общая оценка знаний каждого студента (теоретических знаний, практических навыков)

·  Задание на следующее занятие.

Основные теотетические вопросы, обсуждаемые на занятии:

·  Сегментарный аппарат. Рефлекторная дуга (круг): строение и функции. Уровни замыкания рефлексов по сегментам спинного мозга. Поверхностные и глубокие рефлексы, защитные спинальные рефлексы.

·  Кортико-мускулярный  путь

·  Центральный мотонейрон. Кортико-спинальный тракт. Корковые зоны двигательного анализатора.

·  Периферический мотонейрон, его аксоны.

·  Центральный и периферический парезы; изменения мышечного тонуса и рефлексов, трофики мышц.

·  Тазовые функции, проводники, центральный и периферический тип расстройств тазовых функций

·  Топическая диагностика поражения центрального и периферического нейронов.

·  Клинические особенности поражения кортико-мускулярного пути на разных уровнях: головной мозг (прецентральная извилина, лучистый венец, внутренняя капсула, ствол мозга), спинной мозг (боковой канатик, передний рог), передний корешок, сплетение, периферический нерв.

·   

Перечень практических знаний  и умений, освоенных в процессе практического занятия:

·  Методика осмотра двигательной сферы неврологического статуса (оценка походки, особенности при центральном и периферическом парезах,  объем    движений, сила, тонус, сухожильные, периостальные, кожные рефлексы, патологические стопные знаки).

·  Выявление симптомов поражения двигательно-рефлекторной сферы

·  Установление неврологических синдромов поражения двигательного статуса

·  Поставить топический и диагноз поражения

·  Описать в кураторском листе двигательный статус в соответствии со схемой истории болезни, принятой в клинике нервных болезней

Хронометраж занятия:

Продолжительность занятия 4 академических часа с 9.00 до 13.00 с двумя перерывами по 15 мин:

9.00 -9.10.- вступительное слово, ввод в неврологическую клинику

9.10 -10.00 - обход в отделении

10.00 -10.20 – демонстрация методики осмотра двигательного неврологического статуса у здорового человека

10.20 – 10.35 перерыв

10.35 – 11.20 - теоретический раздел: обсуждение основных вопросов темы и фронтальный опрос

11.20 -  12.00 – демонстрация тематических больных, обсуждение и разбор

12.00 - 12.15  – перерыв

12.15 -12.50 – самостоятельный осмотр больных, обсуждение, разбор

12. 50 – 13.00 – подведение итогов, оценка знаний, разбор ошибок.

Занятие проводится на клинической базе медфакультета НГУ – учебной комнате в неврологическом отделении ЦКБ СО РАН

Оснащение занятий: подбор тематических больных в профильном неврологическом отделении, тесты для контроля знаний, неврологические молотки, динамометры, сантиметровые ленты.

Литература для подготовки к занятию:

1. Топический диагноз в неврологии. Петер Дуус,   ИПЦ «Вазар-Ферро»,   Москва, 1997.

2. Неврология.  Марко Мументалер,   Хейнрих Маттле, «МЕД-пресс-  информ», Москва, 2007 

3. Неврология. Под ред. М. Самуэльса. «Практика», Москва, 1997

4. Топическая диагностика заболеваний нервной системы.  Триумфов А.В. Москва, 1996

6. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Скоромец А.А., Скоромец Т.А.  Санкт- Петербург, 1996