В значительной степени политические факторы реализуются и выражаются в дипломатической деятельности, но далеко не исчерпываются ею. В структуре политических факторов выделяются, по меньшей мере, два их слагаемых: во-первых, характер, направленность и результативность внешнеполитической деятельности; во-вторых, политический вес, место и авторитет государства в системе международного сообщества. Наличие второго слагаемого и позволяет определить дипломатическую деятельность как одну из составных частей внешней политики.
Политические средства обеспечения международной и национальной безопасности имеют определенную специфику, которая отражается в их характерных чертах: широкие возможности их эффективного использования для решения самых сложных проблем; сложность, гибкость и многообразие применения; диапазон политических средств весьма широк – от установления политических контактов и переговоров по конкретным вопросам до кардинальной перегруппировки геополитических сил, глобального изменения характера политической ситуации во всей системе мирового сообщества; интегрирующий и структурно организующий по отношению к остальным средствам характер; повышение их роли в международных отношениях, выражающихся в том, что они находят все больше приверженцев и сторонников среди широких масс общественности, влиятельных политических сил.
Некоторые структурно-содержательные особенности новой концепции безопасности прямо влияют на выяснение характера взаимосвязи политических и военных средств. В структуре новой концепции безопасности зримо выделяется две основные части. Первая – это тот идеал (цель), к которому следует стремиться. Вторая – реально существующее положение дел в мире, характеризующееся и сегодня использованием военной силы. Эта цель однозначно выражена в утверждениях о «недопустимости», «невозможности» использования военной силы. Именно так она сформулирована в принципах нового политического мышления. Но в современных условиях существуют мощные вооруженные силы, идет процесс совершенствования вооружений, в том числе за счет качественных параметров, используется и, порой весьма эффективно, военная сила (Гренада, Панама, Фолклендские острова, Персидский залив). Мировое сообщество находится в переходном периоде от старого, конфронтационного, военно-силового мышления и созданных на их основе реальных общественных структур (государства, вооруженные силы, военно-политические блоки и т.п.) к новому ненасильственному мышлению, созданию на его основе соответствующих новых структур безопасности и ликвидации старых. Любой переходный период несет в себе черты и старого и нового. Успехи в утверждении нового применительно к концепции безопасности зависят, как уже отмечалось, от многих факторов, но сдерживаются они в настоящее время одним – нежеланием или отсутствием практических шагов по реализации принципов нового политического мышления у противоположной стороны.
Учет этого исключительно важного обстоятельства, четкое разграничение идеала (цели), к которому следует стремиться, и сегодняшнего реального положения дел, определяемого еще в значительной мере существования старого, имеет принципиально важное значение для правильного определения диалектики политических и военных средств в обеспечении безопасности.
Новое соотношение политических и военных средств, обусловленное необходимостью перехода от старого мышления и соответствующих ему преимущественно военных средств к политическим – адекватным новому мышлению, заключается в постепенном уменьшении значения военных и возрастания роли политических факторов обеспечения безопасности.
Значение и роль военных аспектов будут неуклонно снижаться по мере расширения и упрочения политических, экономических, международно-правовых, гуманитарных и других факторов безопасности. В то же время военная сила, по-видимому, еще достаточно длительно будет оставаться одним из материальных носителей и важных элементов обеспечения национальной и всеобщей безопасности.
Данный процесс приобретает характер объективной общесоциологической закономерности. На начальных его этапах решающая роль принадлежит военным средствам при вспомогательном значении политических; далее – относительно равное значение этих средств ; в последующем – доминирование политических средств (создание эффективного механизма блокирования войн и конфликтов ); и наконец , превращение мирного сосуществование в универсальную форму отношений государств с различным социальным строем , исчезновение военной опасности и утверждение безопасности. Из характера этого процесса вытекают некоторые особенности , определяющие диалектику политических и военных средств. К их числу относятся :
1.Приоритет ненасильственных средств не исключает , а предполагает использование в современных условиях военных средств и военного механизма блокирования войны.
2.Успех использования как политических , так и военных средств зависит от их комплексного применения.
3.Успех реализации военных средств в значительной мере зависит от Вооруженных Сил . Вооруженные Силы миролюбивых государств являются мощным орудием предотвращения войны. В этом состоит их функция и основная социальная роль .И пока существует военная опасность , они, развиваясь в направлении оборонной достаточности , будут непосредственно участвовать в поддержании необходимых условий для развертывания новой модели безопасности.
- - -
Утверждение новой концепции безопасности зависит от многих факторов. Одним из них , имеющим исключительно важное значение , является дальнейшая теоретическая разработка этой концепции. Она необходима в первую очередь с точки зрения практико-политической, поскольку является основой всего многогранного процесса военного строительства. Не менее важное значение имеет ознакомление с нею всех военных кадров в интересах решения духовно-идеологических задач, проблем патриотического и воинского воспитания , формирования оборонного сознания.
Лекцию подготовил полковник КАЧАРАВА В.Б.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.