Во время своего демонстрационного полета ракета-носитель "Рокот" с высокой точностью вывела на заданные орбиты с помощью разгонного блока "Бриз-КМ" два макета спутников, продемонстрировав не только свою готовность к коммерческой эксплуатации, но и летное подтверждение многих характеристик и показателей, общих для "Бриза-КМ" и "Бриза-М". В полете было проведено три включения маршевого двигателя разгонного блока, причем последнее включение проводилось с целью торможения и увода разгонного блока с орбиты с последующим его затоплением в океане. В мае 2000 г., еще до пуска "Рокота", на космодроме Байконур были начаты работы по подготовке к пуску второго летного экземпляра разгонного блока "Бриз-М". В первой половине мая был выполнен полный объем работ и испытаний, предусмотренный для данного изделия, и произведена заправка шаробаллонов разгонного блока газом (гелием) высокого давления и частичная заправка компонентами топлива, предусмотренная штатной документацией. Параллельно проходили подготовку к пуску КА "Горизонт" и ракета-носитель "Протон". 1 июня 2000 г. РКН была вывезена на стартовый комплекс и установлена на пусковое устройство. Предстартовая подготовка продолжалась до 10 часов вечера 5 июня, после чего Государственная комиссия дала разрешение на заправку и пуск. 6 июня 2000 г. в 8 ч 57 мин по московскому времени для полностью готовой РКН была выдана команда "Пуск", и через 2 минуты ракета начала свой полет. Отделение разгонного блока "Бриз-М" с установленным на нем КА "Горизонт" от последней ступени носителя произошло в 7 ч 8 мин 43 с. Через 30 секунд было проведено первое включение маршевого двигателя разгонного блока с целью "доразгона" и выхода на опорную орбиту. Второе включение (длительностью 15 мин 40 с) для перехода на промежуточную орбиту (ГПО) было произведено через 45 мин 15 с полета по опорной орбите. Третье включение двигателя (длительностью 15 мин 48 с) было произведено в 10 ч 29 мин 32 с по московскому времени. Во время полета по промежуточной орбите, в 10 ч 46 мин 46 с был сброшен дополнительный топливный бак, а после четвертого включения двигателя разгонного блока (длительностью 11 мин 27 с), в 15 ч 58 мин 34 с КА "Горизонт" был отделен от РБ "Бриз-М". Полетное задание было успешно выполнено, а точность выведения КА оказалась во много раз выше расчетной. Первое успешное летное испытание разгонного блока "Бриз-М" показало всему миру, что российская космическая промышленность в новых экономических условиях, несмотря на существующую сложную ситуацию, уже может создавать принципиально новые средства выведения, не являющиеся прямой модернизацией изделий, разработанных еще в советское время. Результаты этого полета подтвердили высокие качества нового изделия, которые еще до начала летной эксплуатации привлекли к нему внимание потенциальных заказчиков. Не следует также забывать, что российские национальные интересы также требуют широкого применения геостационарных средств выведения для замены, восполнения и расширения состава российской геостационарной орбитальной группировки, причем применение этих средств требуется в самое ближайшее время — необходимо как можно быстрее занять орбитальные позиции на гСО ("точки стояния"), выделенные России международным сообществом, в противном случае эти точки могут быть переданы другим странам. Несмотря на свое большое самостоятельное значение, введение в летную эксплуатацию нового разгонного блока "Бриз-М" является частью общего процесса обновления и модернизации существующего парка российских средств выведения. Следующий полет "Бриза-М" запланирован уже в сочетании с ракетой-носителем "Протон-м", представляющей собой модернизацию существующего "Протона". Такая комбинация представляет собой комплекс ракеты-носителя космического назначения, обладающий характеристиками, которые позволят ему успешно конкурировать на мировом рынке с такими новыми зарубежными носителями, как, например Ariane 5 и Delta 4. Изделия для первого полета РКН "Протон-М" + "Бриз-М" уже проходят подготовку на космодроме Байконур. "Бриз-М" будет также применяться и на совершенно новых российских тяжелых носителях семейства "Ангара", что еще более расширит возможности применения российских средств выведения и обеспечит поддержание их конкурентоспособности за пределами текущего десятилетия. Сочетание высоких летно-эксплуатационных характеристик и мероприятий по обеспечению высокой надежности открывает перед новым разгонным блоком "Бриз-М" широкие перспективы будущего применения, в особенности при использовании его с модернизированными новыми носителями. Есть все основания полагать, что это новое российское средство выведения оправдает возлагаемые на него надежды и станет такой же надежной "рабочей лошадкой" космоса для ближайших десятилетий, какими были его российские предшественники. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.