Кроме заимствования элементов конструкции, уже подтвердивших свою высокую надежность, при проектировании разгонного блока "Бриз-М" были применены специальные схемные решения, обеспечивающие повышенный уровень надежности при выполнении задач полета даже в случае возникновения нештатных ситуаций. Так, например, в конструкции автоматики двигательной установки была реализована схема повторного запуска маршевого двигателя при отказах в штатном режиме его запуска; предусмотрено нормальное обеспечение стабилизации и ориентации в полете при отказе одного из двигателей малой тяги и т.п. С целью подтверждения надежности конструкции "Бриза-М" в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева была разработана программа наземных лабораторно-стендовых испытаний. В ходе выполнения указанной программы стендовые изделия были подвергнуты запланированным испытаниям и проверкам, подтвердившим как достигнутое повышение характеристик заимствованных узлов, агрегатов и систем и расчетные характеристики спроектированных заново элементов конструкции, так и их успешную совместную работу в составе всего разгонного блока. Параллельно с наземной отработкой "Бриза-М" проводилась подготовка объектов и сооружений космодрома Байконур, предназначенных для обслуживания нового разгонного блока. Отдельное сооружение (Корпус 152) на технической площадке №95 (где расположены также сооружения для предстартовой подготовки ракет-носителей "Протон") было специально оборудовано для проведения предстартовых испытаний и операций, проводимых с "Бризом-М". В нем была размещена необходимая контрольно-проверочная аппаратура и вспомогательное оборудование, а помещения, предназначенные для работы с новым разгонным блоком, были приведены в соответствие с требованиями высших мировых стандартов. Следует отметить, что благодаря применению в "Бризе-М" топлива, широко используемого как для самого носителя "Протон", так и для всех отечественных КА, развертывание средств заправки для нового разгонного блока не вызвало значительных трудностей. В начале апреля 1999 г. на космодром прибыл первый летный "Бриз-М". К середине апреля этот разгонный блок уже успешно прошел комплексные испытания. К сожалению, пуск "Протона" с первым летным разгонным блоком "Бриз-М" 5 июля 1999 г. закончился неудачей из-за аварии двигателей второй ступени носителя. Однако телеметрия показала, что системы "Бриза-М" осуществляли штатное функционирование вплоть до входа ракетно-космического комплекса в плотные слои атмосферы. За время, прошедшее с июля 1999 г. до первого полномасштабного полета "Бриза-М" в июне 2000 г., произошло еще одно событие, которое может считаться первым летным испытанием "аналога" центральной части этого разгонного блока. Речь идет о первом (демонстрационном) пуске уже упомянутого легкого носителя "Рокот" с космодрома Плесецк, успешно осуществленном 16 мая 2000 года. Использованный в предыдущих испытательных пусках "Рокота" разгонный блок "Бриз-К" был заменен модернизированным разгонным блоком "Бриз-КМ", который был в максимальной степени унифицирован с центральной частью "Бриза-М" для обеспечения возможности совместного производства обоих блоков на РКЗ ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.