Разгонный блок "Бриз-КМ"

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

«Бриз-КМ»

                                                                        

РБ 14С12 "Бриз-К" создан во второй половине 90-х гг. для использования в составе РН "Рокот"; с ним были выполнены пуски 1990-94 гг. Теперь ему на смену пришел новый разгонный блок 14С45 "Бриз-КМ".

РБ создан на базе центральной части блока 14С43 "Бриз-М" для РН "Протон-М", разработанного в 1994 г. Центром Хруничева. В этом блоке, в свою очередь, использовались многие элементы "Бриза-К".

Планы использования блока "Бриз-К" после применения в третьем пуске "Рокота" в 1994 г. были неопределенными; перспективы же "Бриза-М" для "Протона-М" были существенно лучше. Поэтому в 1995-96 гг. ГКНПЦ переориентировал производство блоков 14С12 "Бриз-К" на выпуск РБ 14С43 "Бриз-М", а с 1996 г. начал изготовление этих блоков.

Для коммерческих пусков РН в рамках программы Eurockot возобновлять производство "Бриза-К" оказалось нерентабельным. Было предложено создать новый блок, но уже на базе "Бриза-М", что позволяло унифицировать элементы конструкции двух РБ, снизить номенклатуру изготавливаемых деталей.

В 1997 г. компания Motorola договорилась с СП Eurockot о резервировании 20 пусков "Рокота" для восполнения системы глобальной спутниковой связи Iridium (вывод двух КА в каждом пуске РН). "Бриз-К" не был рассчитан на такую большую нагрузку. К тому же для Iridium'ов требовалось увеличить пространство под ГО. Эти задачи разрешались с помощью РБ "Бриз-КМ". Motorola согласилась оплатить модификацию блока, а DASA изыскала кредит на предварительное финансирование. Модернизацию провели в 1997-98 гг.

Основные изменения претерпел приборный отсек РБ: его диаметр увеличили, аппаратуру перераспределили, за счет чего повысилась плотность монтажа и значительно сократилась высота РБ. Зона полезной нагрузки под ГО увеличилась на 1.8 м, а объем - на 8.8 м3. Больший диаметр приборного отсека также позволил установить диспенсер, дающий возможность разместить на РБ по несколько КА.

Изменена была силовая схема крепления РБ на РН. "Бриз-К" крепился нижним шпангоутом к небольшому цилиндрическому промежуточному отсеку, устанавливаемому на верхнем силовом шпангоуте 2-й ступени носителя. К этому же отсеку крепился ГО. Полезная нагрузка устанавливалась сверху; усилия от нее передавались через РБ.

"Бриз-КМ" подвешен за верхний шпангоут внутри большого переходного отсека и не несет нагрузки от ПН. К верхнему шпангоуту промежуточного отсека крепится и ГО, и РБ. Усилия от них и ПН передаются на 2-ю ступень через промежуточный отсек.

Наземную отработку "Бриза-КМ" совместили с испытаниями центральной части "Бриза-М". Планировалось, что летным испытаниям "Бриза-КМ" в качестве зачетных испытаний будет предшествовать полет "Бриза-М" на РН "Протон-К". Такой старт состоялся 6 июля 1999 г. с КА "Грань". Однако из-за аварии ДУ 2-й ступени РН дело до разгонного блока тогда так и не дошло. Поэтому теперь первый пуск "Бриза-КМ" уже стал частью отработки "Бриза-М".

РБ имеет высокую степень преемственности конструкции из прежних разработок, успешно зарекомендовавших себя в полетах. В целом преемственность агрегатов и систем блока превышает 95%.

"Бриз-КМ" длиной 2654 мм и наибольшим диаметром 2490 мм имеет "сухую" массу 1600 кг, максимальная масса заправляемого окислителя (азотный тетраоксид) - 3300 кг, горючего (НДМГ) - 1665 кг.

РБ состоит из отсека двигательной установки (ОДУ), приборного отсека (ПО) и переходной системы (ПС). ОДУ состоит из баков окислителя (сверху) и горючего, разделенных единым днищем, и двигательной установки. Бак окислителя имеет форму чечевицы, бак горючего - усеченного конуса с выпуклым полусферическим днищем, в котором имеется коническая ниша для маршевого двигателя, чем удалось значительно увеличить плотность компоновки. Четыре блока двигателей малой тяги установлены на раме под баковым отсеком. На нижнем днище бака горючего смонтированы агрегаты пневмо-гидроавтоматики, один шар-баллон высокого давления с гелием системы наддува, антенна бортового телеметрического комплекса.

Похожие материалы

Информация о работе