Разгонный блок "Бриз-КМ", страница 2

Герметичный цилиндрический ПО располагается над отсеком двигательной установки. В нем на крестовидной раме закреплено электронное оборудование различных систем РБ. Для закрепления полезной нагрузки на верхнем силовом шпангоуте крепится ПС, состоящая из адаптера и системы разделения. Через нее проходят интерфейсные кабели от КА к РБ.

В состав бортовых систем РБ входят: двигательная установка; система управления; телеметрическая система; бортовой измерительный комплекс; система обеспечения теплового режима; химические источники тока; электрогидравлическая система.

В состав двигательной установки входят маршевый двигатель С5.98 М (индекс 14Д30) с турбонасосной системой подачи топлива, установленный в карданном подвесе, а также 16 двигателей малой тяги для коррекции импульсов, ориентации и стабилизации РБ на пассивных участках полета.

ЖРД малой тяги, работающие на тех же компонентах топлива, что и маршевый двигатель, обеспечивают ориентацию и стабилизацию РБ во время автономного полета, а также осаждение топлива в баках при повторных запусках маршевого двигателя.

Описание характеристик двигательной установки "Бриза-КМ" см. в НК №3, 1999.

Двигатели 11Д458 и 17Д58Э, стоящие на РБ "Бриз М", ранее входили в состав двигательных установок модулей "Квант" (1987), "Скиф-ДМ" (1987), "Квант-2" (1989), "Кристалл" (1990), "Спектр" (1995), "Природа" (1996) и "Заря" (1998); они будут установлены и на других изготавливаемых в Центре Хруничева модулях МКС.

Телеметрическая система включает передатчики и антенны, а также запоминающее устройство ленточного типа для записи телеметрии и ее последующей передачи.

Система управления (СУ) обеспечивает стабилизацию и ориентацию на всех стадиях полета РБ до и после отделения КА. Она полностью автономна от наземного контура управления. Для обеспечения инерциальной навигации в СУ входит трехосная гиростабилизированная платформа и бортовой компьютер. СУ имеет три независимых канала управления с принципом мажоритарного голосования.

Энергосистема "Бриза-КМ", в зависимости от полезной нагрузки, может включать до трех серебряно-цинковых аккумуляторных батарей емкостью 15 А·час, обеспечивающих работу РБ в течение 7 час.

Разгонный блок «Бриз-КМ» разработан и изготовлен в Государственном космическом научно-производственном центре им.Хруничева.

«Бриз-КМ» используется в качестве третьей ступени ракеты-носителя легкого класса «Рокот». Маршевый двигатель РБ «Бриз» имеет возможность многократного включения, что позволяет реализовать различные схемы выведения космических аппаратов, в том числе групповой запуск космических аппаратов на одну или несколько различных орбит. Аппаратура разгонного блока «Бриз» способна обеспечить высокую точность выведения космических аппаратов на орбиту, необходимую ориентацию полезного груза и, при необходимости, его энергоснабжение в орбитальном полете продолжительностью до 7 часов.

Тактико-технические характеристики разгонного блока “Бриз-КМ”

Характеристика

РБ «Бриз-КМ»

1

Состав

Моноблок с коническим баковым отсеком и маршевым двигателем, расположенным в нише бака “Г”.

2

Применение

в составе РКН “Рокот” в качестве III ступени

3

Основные особенности

Возможность маневрирования в полете.

4

Начальная масса, т

6.475

5

Заправляемый запас топлива (АТ+НДМГ), т

до 5.055

6

Тип, количество и тяга  в пустоте двигателей

ЖРД С5.98 (1 шт.), 2.0 тс (маршевый),

ЖРД 11Д458 (4 шт.) по 40 кгс

(двигатели коррекции),

17Д58Э (12 шт.) по 1.3 кгс

(двигатели ориентации и  стабилизации)

7

Число включений маршевого двигателя

до 8

8

Максимальное время автономного полета, час.

7

9

Дата начала летных испытаний

май 2000 г.

(три успешных пуска близких прототипов в период 1990-1994 гг.)