Подшипники качения. Общие сведения и классификация. Статическая грузоподъемность подшипников, страница 3

Продолжение таблицы 1

Коэффициенты радиальной Xи осевой Υ нагрузок

Тип подшип-ника

Угол контакта α, °

Относи-тельная

нагрузка

Однорядные подшипники

Двухрядные подшипники

e

X

Y

X

Y

X

Y

X

Y

Роликовые конические

1

0

0,4

0,4ctgα

1

0,45ctgα

0,67

0,67ctgα

l,5tgα

Шариковые упорно-радиальные

45

60

75

0,66

0,92

1,66

1

1

1

1,18

1,90

3,89

0,59

0,54

0,52

0,66

0,92

1,66

1

1

1

1,25 2,17 4,67

Роликовые упорнорадиальные

tgα

1

l,5tgα

0,67

tgα

1

l,5tgα

Примечание: Для упорно-радиальных подшипников V=1.

Таблица 2

Значения коэффициентов безопасности Кб

Вид нагружения

Кб

Области применения

Спокойная   нагрузка   без   толчков

1,0

Кинематические и  ручные приводы.  Ролики ленточных конвейеров. Приводы управления. Передачи трением

Легкие толчки; кратковремен-ные перегрузки до 125 % номинальной нагрузки

1,0...1,2

Точные зубчатые передачи. Станки с вращательным главным движением. Электродвигатели малой и средней мощности

Умеренные толчки;  вибрацион-наянагрузка; кратковременные перегрузки до 150 %

1,3...1,5

Зубчатые передачи. Редукторы. Коробки передач автомобилей и тракторов. Буксы рельсового подвижного состава.

То же, в условиях повышенной надежности

1,5...1,8

Механизмы кранов Центрифуги и сепарато-ры. Буксы и тяговые двигатели электровозов. Механизмы и ходовые колеса кранов и дорожных машин. Строгальные и долбежные станки. Мощные электрические машины

Нагрузки     со    значительными толчками  и  вибрациями,  перегрузки до 200 %

1,8...2,5

Дробилки   и   копры.   Кривошипно-шатунные механизмы.   Валки   и   адъюстаж   прокатных станов

Нагрузки с сильными ударами, перегрузки до 300 %

2,5...3

Тяжелые  ковочные  машины.  Лесопилочные рамы. Валки и роликовые конвейеры крупносортных станов, блюмингов и слябингов

Таблица 3

Значения коэффициента Ка

Нагрузка

Температура

Смазочный материал

Ка

Изменяющаяся

Умеренная

Пластичный

Жидкий

0,2

Непродолжительная

Низкая

1

Случайная

Пластичный

2

СТАТИЧЕСКАЯ  ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ ПОДШИПНИКОВ

Некоторые подшипники качения периодически подвержены нагрузкам без вращения. Это подшипники грузоподъемных, транспортных и других машин, например упорные подшипники поворотных кранов, грузовых крюков, домкратов, нажимных устройств прокатных станов, подшипники для поворота лопастей винтов самолетов и вертолетов и др.

Допускаемые нагрузки на невращающиеся подшипники выбирают исходя из условия, по которому общая остаточная деформация тела качения и колец не должна превышать величину, заметно влияющую на работу подшипника (оцениваемую  10-4 от диаметра тел  качения).

Статическая   грузоподъемность (допустимая радиальная статическая нагрузка, Н):

радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников

Cor = foizDw2 cosα;

роликоподшипников

Cor = 21,6izLwlDwl cos α

Осевая грузоподъемность упорных и упорно-радиальных шарикоподшипников

Coa = 49zDw2 sin α

Здесь i, z— число рядов и число тел качения в ряду; Dw— диаметр шарика, мм; Dwl и Lwl— диаметр и эффективная длина (без фасок) роликов, мм; α — номинальный угол контакта; fo — коэффициент, равный для радиальных и радиально-упорных шарикоподшипников 12,3, а для самоустанавливающихся 3,33.