где QТ = 41,85 л/мин – теоретическая производительность насоса при размерах зубчатых колес и корпуса, указанных в чертежах и частоте вращения ведущей шестерни 2340 об/мин;
QВС= 4,83 л/мин – потери при всасывании, происходящие за счет разряжения во всасывающей камере насоса.
При нагнетании возможны утечки масла:
где QУР – утечка через радиальные зазоры между зубьями и корпусом;
QУЗ – утечка, обусловленная неплотностью контакта зубьев;
QУТ – утечка через торцовые зазоры между корпусом и зубчатыми колесами.
В табл.3.1 приведены возможные утечки масла в зависимости от величин предельных отклонений зазоров.
Таблица 3.1
Причина утечки масла |
Верхнее предельное отклонение зазора, мм |
Возможная утечка масла, л/мин |
Радиальные зазоры между колесами и корпусом |
0,15 |
0,44 |
Боковой зазор между зубьями колес |
0,45 |
4,49 |
Торцовой зазор между колесами и корпусом |
0,12 |
1,8 |
Всего: |
6,73 |
С учетом потерь можно ожидать, что фактическая производительность насоса будет:
QФ= 41,85–6,73–4,83=30,29 (л/мин)
Насос, используемый в данной работе, имеет боковой зазор между зубьями колес, равный 0,45 мм, а торцовой зазор между колесами и корпусом равен 0,12 мм (рис.3.2).
4.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
4.1.Ознакомиться со сборочным чертежом масляного насоса и с чертежами деталей.
4.2.Разобрать масляный насос.
4.3.Последовательно собрать сборочную единицу и составить схему сборки (рис.3.1).
4.4.Измерить значения составляющих звеньев по рисунку 4.1 и занести значения в таблицу 4.1.
Рис.4.1. Схема размерной цепи для определения радиального зазора
Звено |
Номинальный размер Аi, мм |
Допуск на размер, мм |
Технические требования |
1 |
2 |
3 |
4 |
А1А2 А3 А4 А5 |
4.5.Расчитать замыкающее звено АD.
Номинальный размер замыкающего звена согласно чертежам деталей:
(сумма величин графы 2 табл.4.1.)
Поле допуска замыкающего звена, если обеспечивать его точность по методу полной взаимозаменяемости:
dАD=d А1+d А2+d А3+d А4+d А5 (сумма величин графы 3 табл.4.1.)
Координата середины поля допуска замыкающего звена:
Максимальный радиальный зазор между колесами и корпусом равен:
Минимальный радиальный зазор между колесами и корпусом равен:
Полученные предельные величины радиального зазора сравнить с допустимой величиной.
Максимальная величина радиального зазора, допустимая для масляного шестеренного насоса QФ = 30 л/мм составляет а минимальная –
4.6.Измерить микрометром, штангенциркулем и индикаторным нутромером действительные размеры звеньев цепи «А» и рассчитать действительные величины и . Сравнить полученные данные с допустимой величиной радиального зазора.
4.7.Разработать технологический процесс сборки насоса. Заполнить таблицу 4.2.
Номер операции |
Содержание операции |
Номер перехода |
Содержание перехода |
Технические требования |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. 2. . . . . . . . . . |
Собрать ведущую шестерню . . . . . . . . . . . . . . . . |
1. 2. 3. . . . . . . . . . . . . |
Подать шестернюВставить в приспособление втулку Запрессовать . . . . . . . . . . . . . . . . |
4.8.Составить отчет.
5.СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА
5.1.Расчет радиального зазора по данным чертежей и по действительным размерам деталей насоса (построить схему размерной цепи по рис.4.1 и заполнить таблицу 4.1).
5.2.Вывод о пригодности насоса к эксплуатации.
5.3.Технологическая схема сборки насоса (табл.4.2).
5.4.Технологическая схема сборки насоса (по рис.3.1).
5.5.Описание приспособлений, при помощи которых можно автоматизировать некоторые операции процесса сборки.
6.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Виды сборки, применяемые в машиностроении.
2.Способы достижения точности геометрических параметров деталей насоса.
3.Методика определения радиального зазора при помощи размерной цепи.
4.Построить размерную цепь для определения торцевого зазора между ведомой (ведущей) шестерней и корпусом.
1.Основы технологии машиностроения/ Под ред. В.С.Корсакова.– М.: Машиностроение, 1977.– 480 с.
2.Научные основы автоматизации сборки машин/ Под ред. М.П.Новикова.– М.: Машиностроение, 1976.– 480 с.
3.Технология машиностроения: Спец. часть/ А.А.Гусев и др.– М.: Машиностроение, 1986.– 480 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.