Воздействие отраслей экономики на окружающую природную среду Ханты-Мансийского автономного округа. Промышленные аварии. Отходы производства, страница 6

Трубопроводный транспорт.

          Практически все добываемое в Ханты-Мансийском округе углеводородное сырье транспортируется по трубопроводам. По территории округа проходит целая сеть нефте и газопроводов. Общая протяженность магистральных трубопроводов составляет 9 тысяч километров.  Помимо магистральных трубопроводов на территории округа действуют внутри и межпромысловые трубопроводы. Общая протяженность магистральных и внутри промысловых  трубопроводов составляет более 60 тысяч километров.

          Негативное влияние трубопроводного транспорта на окружающую природную среду достаточно велико и многообразно. Наиболее существенный ущерб окружающей среде причиняется авариями на продуктопроводах. Особую опасность загрязнения окружающей природной среды представляют места пересечения трубопроводов с водными объектами.

          При прокладке и реконструкции трубопроводов изменяются инженерно-геологические условия, усиливаются термокарстовые процессы, образуются просадки и провалы, активизируются процессы заболачивания. В результате уничтожения естественных мест обитания и нарушения путей миграций уменьшается численность и видовой состав животного мира.

Промышленные аварии.

          Одной из главных экологических проблем Ханты-Мансийского автономного округа является высокая аварийность на предприятиях нефтегазодобывающего комплекса, сопровождающаяся залповыми выбросами в окружающую среду нефти и нефтепродуктов. Наиболее крупные выбросы нефти происходят в результате порывов трубопроводов.

          В 80-е годы, в округе ежегодно фиксировалось 150-260 аварий; в середине 90-х годов 1703-3137 случаев; в 1997 году произошло 2014 аварий.

Аварийность нефтегазодобывающих предприятий по районам 1997 году.

Территории

Района

Количество аварий

Масса ЗВ после ликвидации аварий, тонн

Площадь загрязнения, га

Наложено штрафов, млн. руб.

Нефтеюганский

506

574,8

40,56

6829,607

Нижневартовский

915

281,3

34,89

1668,59

Октябрьский

347

21,5/361,9

4,09

324,198

Сургутский

29

95,6

5,586

487,58

Советский

7

91,1

2,792

172,72

Когалымский

10

1

2,692

129,235

Ханты-Мансийский

117

20,5

2,654

6

Кондинский

81

183,1

2,56

50,813

Березовский

2

209,3

ИТОГО

2014

1478,2/361,9

95,824

9688,743

          Высокая аварийность обусловлена в основном состоянием технических средств и оборудования, которое физически изношено и морально устарело, имеет низкую степень надежности. Многие объекты требуют модернизации или коренной реконструкции, отдельные подлежат выводу из эксплуатации.  Значительная часть оборудования, отработавщего амортизационный срок, продолжается находиться в работе, в результате чего происходят аварии. Особенно велико количество старых систем нефтесбора на предприятиях «Юганскнефтегаз», «ЛУКойл-Урайнефтегаз», «Сургутнефтегаз», «Нижневартовснефтегаз».

          Аварии являются также вследствие ошибочно принятых в проектах технологических схем добычи, сбора, транспортировки продукции скважин, поддержания пластового давления, отступлений от проектов при их реализации, низкой производственной дисциплины и недостаточной квалификации обслуживающего персонала, отсутствие должного опыта работы в нештатных экстремальных ситуациях.

          Основной причиной аварий на трубопроводах является коррозия металла. Коррозия металла нефтесборных коллекторов и водоводов, как правило, ручейковый или питтинговый характер и обусловлена агрессивными физико-химическими свойствами водной фазы добываемой из недр продукции.